Почему суды запрещают тафсиры Корана и хадисы пророка Мухаммада (мир ему)? - ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.50
Шурук6.27
Зухр12.59
» Аср17.15
Магриб19.22
Иша21.02
(г. Саратов)
на месяц

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы

Почему суды запрещают тафсиры Корана и хадисы пророка Мухаммада (мир ему)?

Почему российские суды запрещают исламские священные тексты? Это системная борьба с  религией или некомпетентность должностных лиц? Что с этим делать? Знают ли об этой проблеме высшие государственные деятели? Эти и другие вопросы обсуждали участники онлайн-конференции, состоявшейся 26 декабря 2021 года.

Она была посвящена теме запрета фундаментальных трудов исламских ученых, а именно тафсиров Корана и сборников хадисов (изречений) пророка Мухаммада (мир ему).

В работе форума приняли участие более 70 человек из различных регионов нашей страны: Москва, Башкортостан, Дагестан, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня,  Кировская, Пензенская, Орловская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. О наболевшей проблеме высказались российские муфтии, имамы, юристы, общественники, адвокаты, политологи и книгоиздатели.

Среди участников конференции были муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов, муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Москвы, член Совета улемов при ДУМ РФ Ильдар-хазрат Аляутдинов, муфтий ДУМ Пензенской области, хафиз Корана Ислам-хазрат Дашкин, муфтий ЦДУМ Ульяновской области, член Совета улемов при ДУМ РФ Мухаммад-хазрат Байбиков, член Совета улемов при ДУМ РФ шейх Висам Бардвил, политолог Руслан Курбанов, имам-мухтасиб ДУМ Кировской области Нияз хазрат Кашапов и другие.

Спикеры убеждены, что к запрету исламской литературы, который, к сожалению, приобрел уже системный характер, привела некомпетентность в данном вопросе экспертов и судей, которые зачастую не имеют профильного образования и, как оказалось, даже не ориентируются в простых религиозных терминах.

«Судья на последнем заседании в Лаишево (Лаишевский районный суд респ. Татарстан – прим. ред.) спрашивает нас, — рассказывает адвокат Руслан Нагиев, —  вы мне объясните, что такое хадис. То есть человек не знает, что такое хадис и принимает решение о запрете литературы, которая является не просто литературой, а Священным Писанием  для мусульман».

Также было отмечено, что члены экспертного совета, которые давали оценки исламским богословским трудам не владели арабским языком и при принятии решений не учитывали мнения российских мусульманских религиозных деятелей.

С возмущением об этом высказался и муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов. «Мы видим, что из года в год обязательно какой-нибудь районный суд должен запретить какую-либо исламскую богословскую книгу.  И всегда меня удивляет уровень этих судей, как специалистов. Ведь мы понимаем, что когда запрещается богословская литература, должно быть мощное экспертное заключение», — завил он.

Хаджимурат-хаджи считает, что на классических богословских книгах зиждется духовность российского народа, поэтому запрещать их — значит разрушать духовность граждан нашей страны, особенно молодого поколения.

По мнению муфтия Москвы Ильдара-хазрата Аляутдинова, судам действительно трудно разобраться в каких книгах излагается аутентичное исламское учение, а где распространяются идеи крайнего толка,  поэтому допускаются такие роковые ошибки. «Мы понимаем, что есть радикальные течения, есть радикальная литература, это есть.  Из-за этого мы должны помочь государству разобраться, где радикальные, а где нерадикальные, что запрещать, а что не запрещать!», — считает член Совета улемов при ДУМ РФ  Ильдар-хазрат Аляутдинов. Он добавил, что сегодня важно не только остановить вереницу запретов исламской литературы, но и вывести из списка экстремистских материалов ряд других книг, ранее попавших туда по ошибке.

Для решения данных задач саратовский адвокат Равиль Тугушев предложил создать всероссийскую ассоциацию мусульманских юристов и правозащитников, которые могли бы отстаивать интересы исламского сообщества в разных регионах страны. «К сожалению, у нас районные суды наделены правом запрещать литературу . Я подчеркну, у нас тысячи районных судов по всей стране.  И охватить их (нескольким адвокатам, — прим. ред.) просто физически невозможно.  Настало то время, когда нам нужно готовить юристов на местах. Мы можем поделиться с ними своим опытом», — сказал Тугушев.

Участники онлайн-конференции также отметили, что для реализации данных задач крайне необходима более активная и действенная поддержка мусульманской общественности, учёных и лидеров исламских религиозных организаций в виде публичных заявлений и обращений.

В свою очередь член Совета улемов при ДУМ РФ шейх Висам Бардвил отметил, что хорошим подспорьем для юристов и адвокатов был бы всероссийский фонд, который обеспечивал бы финансовые расходы на судебные тяжбы при защите исламской литературы. Это также позволило бы многим мусульманам внести свой вклад в общественно полезное дело. А для большего резонанса текущих дел он призвал коллег и единоверцев чаще публиковать материалы о запрете исламских книг в личных соцсетях и на различных медиа площадках.

Свою обеспокоенность регулярным необоснованным запретам исламских книг, особенно в последние годы, выразил и муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов. «Недопустимо неграмотным людям запрещать книги  религии, адептами которой являются более миллиарда последователей во всем мире», — подчеркнул он и заявил, что участникам онлайн-конференции необходимо подготовить обращение к власти страны по данным вопросам и перейти к созданию компетентного и авторитетного экспертного Совета.

Напомним, за последние годы группе мусульманских адвокатов пришлось побывать на множестве судебных заседаний, связанных с запретом классических исламских трудов в различных российских регионах. Последние из них состоялись в Красноглинском районном суде города Самары и Лаишевском районном суде Республики Татарстан, где тафсиры Корана и сборники хадисов вновь были признаны запрещенными в нашей стране. Теперь обжаловать эти дела предстоит в Верховном суде Российской Федерации и, при необходимости, в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Стоит отметить, что запреты фундаментальных исламских богословских трудов происходят на фоне предстоящего 1100-летнего юбилея официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии, празднование которого на высоком государственном уровне поддержал в 2020 году президент России Владимир Путин.

Пресс-служба