Почему суды запрещают тафсиры Корана и хадисы пророка Мухаммада (мир ему)? | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.12
Шурук7.45
Зухр13.15
Аср16.44
Магриб18.38
Иша20.18
(г. Саратов)
на месяц

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829  

Архивы

Почему суды запрещают тафсиры Корана и хадисы пророка Мухаммада (мир ему)?

Почему российские суды запрещают исламские священные тексты? Это системная борьба с  религией или некомпетентность должностных лиц? Что с этим делать? Знают ли об этой проблеме высшие государственные деятели? Эти и другие вопросы обсуждали участники онлайн-конференции, состоявшейся 26 декабря 2021 года.

Она была посвящена теме запрета фундаментальных трудов исламских ученых, а именно тафсиров Корана и сборников хадисов (изречений) пророка Мухаммада (мир ему).

В работе форума приняли участие более 70 человек из различных регионов нашей страны: Москва, Башкортостан, Дагестан, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня,  Кировская, Пензенская, Орловская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. О наболевшей проблеме высказались российские муфтии, имамы, юристы, общественники, адвокаты, политологи и книгоиздатели.

Среди участников конференции были муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов, муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Москвы, член Совета улемов при ДУМ РФ Ильдар-хазрат Аляутдинов, муфтий ДУМ Пензенской области, хафиз Корана Ислам-хазрат Дашкин, муфтий ЦДУМ Ульяновской области, член Совета улемов при ДУМ РФ Мухаммад-хазрат Байбиков, член Совета улемов при ДУМ РФ шейх Висам Бардвил, политолог Руслан Курбанов, имам-мухтасиб ДУМ Кировской области Нияз хазрат Кашапов и другие.

Спикеры убеждены, что к запрету исламской литературы, который, к сожалению, приобрел уже системный характер, привела некомпетентность в данном вопросе экспертов и судей, которые зачастую не имеют профильного образования и, как оказалось, даже не ориентируются в простых религиозных терминах.

«Судья на последнем заседании в Лаишево (Лаишевский районный суд респ. Татарстан – прим. ред.) спрашивает нас, — рассказывает адвокат Руслан Нагиев, —  вы мне объясните, что такое хадис. То есть человек не знает, что такое хадис и принимает решение о запрете литературы, которая является не просто литературой, а Священным Писанием  для мусульман».

Также было отмечено, что члены экспертного совета, которые давали оценки исламским богословским трудам не владели арабским языком и при принятии решений не учитывали мнения российских мусульманских религиозных деятелей.

С возмущением об этом высказался и муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов. «Мы видим, что из года в год обязательно какой-нибудь районный суд должен запретить какую-либо исламскую богословскую книгу.  И всегда меня удивляет уровень этих судей, как специалистов. Ведь мы понимаем, что когда запрещается богословская литература, должно быть мощное экспертное заключение», — завил он.

Хаджимурат-хаджи считает, что на классических богословских книгах зиждется духовность российского народа, поэтому запрещать их — значит разрушать духовность граждан нашей страны, особенно молодого поколения.

По мнению муфтия Москвы Ильдара-хазрата Аляутдинова, судам действительно трудно разобраться в каких книгах излагается аутентичное исламское учение, а где распространяются идеи крайнего толка,  поэтому допускаются такие роковые ошибки. «Мы понимаем, что есть радикальные течения, есть радикальная литература, это есть.  Из-за этого мы должны помочь государству разобраться, где радикальные, а где нерадикальные, что запрещать, а что не запрещать!», — считает член Совета улемов при ДУМ РФ  Ильдар-хазрат Аляутдинов. Он добавил, что сегодня важно не только остановить вереницу запретов исламской литературы, но и вывести из списка экстремистских материалов ряд других книг, ранее попавших туда по ошибке.

Для решения данных задач саратовский адвокат Равиль Тугушев предложил создать всероссийскую ассоциацию мусульманских юристов и правозащитников, которые могли бы отстаивать интересы исламского сообщества в разных регионах страны. «К сожалению, у нас районные суды наделены правом запрещать литературу . Я подчеркну, у нас тысячи районных судов по всей стране.  И охватить их (нескольким адвокатам, — прим. ред.) просто физически невозможно.  Настало то время, когда нам нужно готовить юристов на местах. Мы можем поделиться с ними своим опытом», — сказал Тугушев.

Участники онлайн-конференции также отметили, что для реализации данных задач крайне необходима более активная и действенная поддержка мусульманской общественности, учёных и лидеров исламских религиозных организаций в виде публичных заявлений и обращений.

В свою очередь член Совета улемов при ДУМ РФ шейх Висам Бардвил отметил, что хорошим подспорьем для юристов и адвокатов был бы всероссийский фонд, который обеспечивал бы финансовые расходы на судебные тяжбы при защите исламской литературы. Это также позволило бы многим мусульманам внести свой вклад в общественно полезное дело. А для большего резонанса текущих дел он призвал коллег и единоверцев чаще публиковать материалы о запрете исламских книг в личных соцсетях и на различных медиа площадках.

Свою обеспокоенность регулярным необоснованным запретам исламских книг, особенно в последние годы, выразил и муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов. «Недопустимо неграмотным людям запрещать книги  религии, адептами которой являются более миллиарда последователей во всем мире», — подчеркнул он и заявил, что участникам онлайн-конференции необходимо подготовить обращение к власти страны по данным вопросам и перейти к созданию компетентного и авторитетного экспертного Совета.

Напомним, за последние годы группе мусульманских адвокатов пришлось побывать на множестве судебных заседаний, связанных с запретом классических исламских трудов в различных российских регионах. Последние из них состоялись в Красноглинском районном суде города Самары и Лаишевском районном суде Республики Татарстан, где тафсиры Корана и сборники хадисов вновь были признаны запрещенными в нашей стране. Теперь обжаловать эти дела предстоит в Верховном суде Российской Федерации и, при необходимости, в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Стоит отметить, что запреты фундаментальных исламских богословских трудов происходят на фоне предстоящего 1100-летнего юбилея официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии, празднование которого на высоком государственном уровне поддержал в 2020 году президент России Владимир Путин.

Пресс-служба