Они бесценны, если они у нас есть. Однако… | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр7.01
Шурук8.41
Зухр12.55
Аср15.05
Магриб16.53
Иша18.33
(г. Саратов)
на месяц

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Они бесценны, если они у нас есть. Однако…

В жизни у человека много ценных, любимых, желанных отношений и людей. Родители, дети, возлюбленные супруги, друзья и т.д. С каждым из них у нас отдельные, независимые отношения, и они не могут заменить друг друга. В этих отношениях кому-то повезет, кто-то сумеет построить их благополучно, а кто-то нет. К тому же, от них нам некуда деться, мы обязаны их строить.

Не имей сто рублей

Рассказ одного брата: Среди моих друзей есть такие, с которыми дружбу нашу бережем. Как бережем? Первым делом мы поняли, что без умения прощать и первым потянуть руку, невозможно сохранять никакие отношения. В жизни всем бывает трудно, но друг в беде познается. Зная это, стараемся помочь даже тогда, когда самому не так уж легко, а ведь именно так дружба усиливается, сохраняется, становиться искренней, без тайных, корыстных мотивов. А чтоб создать такую дружбу, с самого начала мы должны «практиковать» прощение, протягивать руку поддержки и т.д. Другими словами, мы сами должны делать нужные шаги, а не ожидать их от других. Не найдешь помощи, если не будешь помогать, не найдешь искренности, если не умеешь проявлять искренность.

Не проходит дня, чтобы мы не вспоминали друг друга и не осведомились о делах друг друга хотя бы по телефону. И еще немаловажный поступок – иногда мы изъявляем наши дружеские чувства словами. В какой форме это делать, зависит от вашей культуры и менталитета, но Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что если кто-либо из вас любит своего брата, пусть он об этом ему скажет.

Однажды я уезжал в другую страну, и я не знал, сколько времени я останусь там. А друзья провожали меня в аэропорту, один из них, отведя в сторону, дал мне в руки немалую сумму денег и сказал: «Возьми это брат. Ты едешь туда, где нет твоих близких, а в первые месяцы пока не устроишься, будет трудно, а это покроет твои нужды на первое время. Мне, конечно, неловко было брать такую сумму, которая покрывала мой перелет и еще проживание как минимум сроком на месяц, и он, заметив это, добавил: «Я отдаю это от чистого сердца – безвозмездно, и я рад, помогая тебе, так как ты трудишься ради блага нашего общества. Я также надеюсь на Всевышнего, что Он припишет меня в ряды трудящихся на пути благочестия…».

Потом друзья проводили меня до зала ожидания, куда входили только пассажиры, и у двери, обнимаясь на прощание, один из них спросил меня: «Когда вернешься?». Я: «Не знаю, может, через год, или два, три, не знаю». Я наклонился, взял сумки на руки, и когда последний раз посмотрел на их любимые мне лица, я увидел у некоторых на глазах слезы… И я поблагодарил Всевышнего, восхваляя Его за то, что Он даровал меня таких друзей, с которыми, надеюсь, наша дружба не прервется и в тяжкий Судный День, а зайдя в самолет, я помолился за их благополучие.

Всевышний говорит в Священном Коране о Своих богобоязненных рабах: «Близкие друзья (чьи дружеские узы были в этом мире «не разлей вода») в Тот (страшный Судный) День станут врагами друг другу, за исключением богобоязненных (которые могли делать добро, когда другие им не делали. И не прекращалась их добродетель даже тогда, когда люди не благодарили их. Ведь они творили добро ради довольства Господа, не ради отдачи и благодарности).

Как же тяжело дается эта дружба!

Как тяжело найти, обрести и сохранить такую дружбу, многие из нас знают. И не зря Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что положению тех, кто имел (сохранял) дружбу (не для своего довольства, а) ради довольства Всевышнего, будут завидовать (в хорошем смысле) даже Пророки (мир им) и шахиды. А довольство Всевышнего в братских отношениях достигается готовностью пожертвовать своими удовольствиями ради брата своего, и именно это перед Аллахом похвально.

Позвольте прояснить, чем она тяжела, эта дружба, так, что многим не удается сохранить ее на долгое время.

Она требует жертвенности. Хадис, которого многие знают и слышали: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит (делиться или жертвовать) в пользу своего брата тем, что любимо ему самому». Хадис призывает полюбить делиться или жертвовать в пользу другого, а любовь делиться никогда не приходит к человеку с его верой (если даже он искренно уверовал и начал бояться Аллаха), или с полноценным знанием «акыды» (вероучения). Ее (даже неверующий) человек может достичь, день за днем практикуя.

Например, он делится своим обедом (как передается, у пророка Ибрахима была привычка не кушать в одиночку, он обязательно кого-либо приглашал за свой стол, угощал даже незнакомого человека).

Так, бывает верующий муъмин, но эгоист, жалкий, жадный человек, к которому ни у кого нет даже симпатий. И бывает неверующий (возможно, он просто не дошел в своей жизни к истинным знаниям веры), но щедрый, добродетельный человек, которого его окружение любит и уважает за его благородства. Итак, в жизни есть вера и неверие, а также есть истинная набожность (впитавшая в себя учение веры и излучающая ее) и невежество, которое порицаемо и вовсе не симпатично, будь оно даже в обличие веры.

Значит в вышеупомянутом хадисе самое трудное – это делиться или жертвовать в пользу других безвозмездно. А делиться с теми, кто нам полезен и симпатичен, это не истинная добродетель, а торговля, поэтому, возможно, от Аллаха за это не будет большой награды.

Однажды к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) подошел человек и сказал: «Я хочу иметь с тобой дружбу ради Всевышнего». Абу Хурайра сказал: «А ты знаешь, какие условия имеет эта дружба?». Тот: «Нет, оповести меня о них». Абу Хурайра: «Я буду иметь больше прав на твое имущество, чем ты сам». Человек задумался и сказал: «Я, оказывается, не готов еще к этому». Абу Хурайра: «Ну, тогда ступай, когда будешь готов, тогда и придешь». Сподвижники никогда не лицемерили, и вели свое общение прямо. Они впитали учение Всевышнего из первого безупречного источника – от Посланника Аллаха ( мир ему) и являли собой наилучший пример. И здесь Абу Хурайра вовсе не запрещает себе любить других и делать им добро безвозмездно. Он просто дал этому человеку понять условия любви ради Аллаха, чтобы он над собой работал и не был только потребителем такой любви, без отдачи.

Мы любим тех, кто любит нас

Это любовь в смысле оказания добродетели.

Правильно ли считать, что любить нужно только тех, кто любит нас? И разве любовь–добродетель, если только она настоящая, вправе ставить какие-то условия? Надо подумать об этом, прежде чем отвернуться от человека.

Возвращаясь к комментариям вышеупомянутого известного хадиса, я скажу: любят нас или нет, наше дело любить и не рассуждать «выгодно – невыгодно», «справедливо – несправедливо», уметь дарить себя и не взвешивать ответную любовь и благодарность. Как учит пословица, «требовать благодарности за добрые дела – значит торговать ими». Конечно, это нелегко, но это и есть истинная добродетель.

Когда у нас разрушаются отношения как в семье, так и вне ее, часто мы сами виноваты, но мы этого не замечаем. Чем выше наш духовный уровень, тем больше мы стараемся отдавать и тем меньше мы смотрим на то, что получаем в ответ.

Кто может внять, тот заметит, какие золотые слова сказал один проповедник: «Люди неразумны, нелогичны и эгоистичны. Все равно любите их!

Если вы делаете добро, люди будут обвинять вас в тайных, эгоистичных, корыстных мотивах. Все равно делайте добро!

Если вы добились успеха, то приобрели фальшивых друзей и искренних врагов. Все равно добивайтесь успеха!

Честность и откровенность делают вас ранимыми. Все равно будьте честны и откровенны!

Сделанные вами сегодня добро завтра будет забыто. Все равно делайте добро!

Самые масштабные люди с самыми масштабными идеями могут быть подбиты мелкими людишками с мелкими мыслями. Все равно мыслите масштабно!

То, что вы строили годами, может быть разрушено в одну ночь. Все равно стройте!

Давайте миру лучшее, что в вас есть, — и вам нередко плюнут в лицо. Все равно давайте миру лучшее, что в вас есть!».

Равшан-хазрат Турсунходжаев