Они бесценны, если они у нас есть. Однако… | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание молитв

» Фаджр6.36
Шурук8.16
Зухр13.15
Аср15.19
Магриб17.10
Иша18.50
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Ссылки

Архивы

Они бесценны, если они у нас есть. Однако…

В жизни у человека много ценных, любимых, желанных отношений и людей. Родители, дети, возлюбленные супруги, друзья и т.д. С каждым из них у нас отдельные, независимые отношения, и они не могут заменить друг друга. В этих отношениях кому-то повезет, кто-то сумеет построить их благополучно, а кто-то нет. К тому же, от них нам некуда деться, мы обязаны их строить.

Не имей сто рублей

Рассказ одного брата: Среди моих друзей есть такие, с которыми дружбу нашу бережем. Как бережем? Первым делом мы поняли, что без умения прощать и первым потянуть руку, невозможно сохранять никакие отношения. В жизни всем бывает трудно, но друг в беде познается. Зная это, стараемся помочь даже тогда, когда самому не так уж легко, а ведь именно так дружба усиливается, сохраняется, становиться искренней, без тайных, корыстных мотивов. А чтоб создать такую дружбу, с самого начала мы должны «практиковать» прощение, протягивать руку поддержки и т.д. Другими словами, мы сами должны делать нужные шаги, а не ожидать их от других. Не найдешь помощи, если не будешь помогать, не найдешь искренности, если не умеешь проявлять искренность.

Не проходит дня, чтобы мы не вспоминали друг друга и не осведомились о делах друг друга хотя бы по телефону. И еще немаловажный поступок – иногда мы изъявляем наши дружеские чувства словами. В какой форме это делать, зависит от вашей культуры и менталитета, но Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что если кто-либо из вас любит своего брата, пусть он об этом ему скажет.

Однажды я уезжал в другую страну, и я не знал, сколько времени я останусь там. А друзья провожали меня в аэропорту, один из них, отведя в сторону, дал мне в руки немалую сумму денег и сказал: «Возьми это брат. Ты едешь туда, где нет твоих близких, а в первые месяцы пока не устроишься, будет трудно, а это покроет твои нужды на первое время. Мне, конечно, неловко было брать такую сумму, которая покрывала мой перелет и еще проживание как минимум сроком на месяц, и он, заметив это, добавил: «Я отдаю это от чистого сердца – безвозмездно, и я рад, помогая тебе, так как ты трудишься ради блага нашего общества. Я также надеюсь на Всевышнего, что Он припишет меня в ряды трудящихся на пути благочестия…».

Потом друзья проводили меня до зала ожидания, куда входили только пассажиры, и у двери, обнимаясь на прощание, один из них спросил меня: «Когда вернешься?». Я: «Не знаю, может, через год, или два, три, не знаю». Я наклонился, взял сумки на руки, и когда последний раз посмотрел на их любимые мне лица, я увидел у некоторых на глазах слезы… И я поблагодарил Всевышнего, восхваляя Его за то, что Он даровал меня таких друзей, с которыми, надеюсь, наша дружба не прервется и в тяжкий Судный День, а зайдя в самолет, я помолился за их благополучие.

Всевышний говорит в Священном Коране о Своих богобоязненных рабах: «Близкие друзья (чьи дружеские узы были в этом мире «не разлей вода») в Тот (страшный Судный) День станут врагами друг другу, за исключением богобоязненных (которые могли делать добро, когда другие им не делали. И не прекращалась их добродетель даже тогда, когда люди не благодарили их. Ведь они творили добро ради довольства Господа, не ради отдачи и благодарности).

Как же тяжело дается эта дружба!

Как тяжело найти, обрести и сохранить такую дружбу, многие из нас знают. И не зря Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что положению тех, кто имел (сохранял) дружбу (не для своего довольства, а) ради довольства Всевышнего, будут завидовать (в хорошем смысле) даже Пророки (мир им) и шахиды. А довольство Всевышнего в братских отношениях достигается готовностью пожертвовать своими удовольствиями ради брата своего, и именно это перед Аллахом похвально.

Позвольте прояснить, чем она тяжела, эта дружба, так, что многим не удается сохранить ее на долгое время.

Она требует жертвенности. Хадис, которого многие знают и слышали: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит (делиться или жертвовать) в пользу своего брата тем, что любимо ему самому». Хадис призывает полюбить делиться или жертвовать в пользу другого, а любовь делиться никогда не приходит к человеку с его верой (если даже он искренно уверовал и начал бояться Аллаха), или с полноценным знанием «акыды» (вероучения). Ее (даже неверующий) человек может достичь, день за днем практикуя.

Например, он делится своим обедом (как передается, у пророка Ибрахима была привычка не кушать в одиночку, он обязательно кого-либо приглашал за свой стол, угощал даже незнакомого человека).

Так, бывает верующий муъмин, но эгоист, жалкий, жадный человек, к которому ни у кого нет даже симпатий. И бывает неверующий (возможно, он просто не дошел в своей жизни к истинным знаниям веры), но щедрый, добродетельный человек, которого его окружение любит и уважает за его благородства. Итак, в жизни есть вера и неверие, а также есть истинная набожность (впитавшая в себя учение веры и излучающая ее) и невежество, которое порицаемо и вовсе не симпатично, будь оно даже в обличие веры.

Значит в вышеупомянутом хадисе самое трудное – это делиться или жертвовать в пользу других безвозмездно. А делиться с теми, кто нам полезен и симпатичен, это не истинная добродетель, а торговля, поэтому, возможно, от Аллаха за это не будет большой награды.

Однажды к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) подошел человек и сказал: «Я хочу иметь с тобой дружбу ради Всевышнего». Абу Хурайра сказал: «А ты знаешь, какие условия имеет эта дружба?». Тот: «Нет, оповести меня о них». Абу Хурайра: «Я буду иметь больше прав на твое имущество, чем ты сам». Человек задумался и сказал: «Я, оказывается, не готов еще к этому». Абу Хурайра: «Ну, тогда ступай, когда будешь готов, тогда и придешь». Сподвижники никогда не лицемерили, и вели свое общение прямо. Они впитали учение Всевышнего из первого безупречного источника – от Посланника Аллаха ( мир ему) и являли собой наилучший пример. И здесь Абу Хурайра вовсе не запрещает себе любить других и делать им добро безвозмездно. Он просто дал этому человеку понять условия любви ради Аллаха, чтобы он над собой работал и не был только потребителем такой любви, без отдачи.

Мы любим тех, кто любит нас

Это любовь в смысле оказания добродетели.

Правильно ли считать, что любить нужно только тех, кто любит нас? И разве любовь–добродетель, если только она настоящая, вправе ставить какие-то условия? Надо подумать об этом, прежде чем отвернуться от человека.

Возвращаясь к комментариям вышеупомянутого известного хадиса, я скажу: любят нас или нет, наше дело любить и не рассуждать «выгодно – невыгодно», «справедливо – несправедливо», уметь дарить себя и не взвешивать ответную любовь и благодарность. Как учит пословица, «требовать благодарности за добрые дела – значит торговать ими». Конечно, это нелегко, но это и есть истинная добродетель.

Когда у нас разрушаются отношения как в семье, так и вне ее, часто мы сами виноваты, но мы этого не замечаем. Чем выше наш духовный уровень, тем больше мы стараемся отдавать и тем меньше мы смотрим на то, что получаем в ответ.

Кто может внять, тот заметит, какие золотые слова сказал один проповедник: «Люди неразумны, нелогичны и эгоистичны. Все равно любите их!

Если вы делаете добро, люди будут обвинять вас в тайных, эгоистичных, корыстных мотивах. Все равно делайте добро!

Если вы добились успеха, то приобрели фальшивых друзей и искренних врагов. Все равно добивайтесь успеха!

Честность и откровенность делают вас ранимыми. Все равно будьте честны и откровенны!

Сделанные вами сегодня добро завтра будет забыто. Все равно делайте добро!

Самые масштабные люди с самыми масштабными идеями могут быть подбиты мелкими людишками с мелкими мыслями. Все равно мыслите масштабно!

То, что вы строили годами, может быть разрушено в одну ночь. Все равно стройте!

Давайте миру лучшее, что в вас есть, — и вам нередко плюнут в лицо. Все равно давайте миру лучшее, что в вас есть!».

Равшан-хазрат Турсунходжаев