М. Бибарсов: В жизни мусульман России больше позитивных процессов, чем негативных | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.00
Шурук5.48
Зухр13.15
Аср17.50
Магриб20.03
Иша21.50
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

М. Бибарсов: В жизни мусульман России больше позитивных процессов, чем негативных

Bibarsov
Заканчивается 2011 год. Прокомментировать его наиболее важные события в жизни российских мусульман, а также политические процессы в нашей стране и мусульманском мире мы попросили сопредседателя Совета муфтиев России, председателя Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддаса Бибарсова.

Мукаддас-хазрат, давайте, прежде всего, затронем позитивные процессы в жизни мусульман России. Были они в 2011 году?

Конечно. Я бы даже сказал, что позитивных моментов в жизни мусульман России было больше, чем негативных. Из года в год во всех российских мусульманских общинах становится больше верующих, увеличивается число прихожан, учащихся исламских учебных заведений. Это большой позитив.

Например, Исламский комплекс в Саратове, площадь которого составляет 2 тысячи кв.м, уже не вмещает всех прихожан и учащихся медресе. Нужно приобретать новое помещение. Это очень важно. Потому что те люди, которые приходят на обучение в мечети, в своем большинстве не будут участвовать в каких-то конфликтах, создавать проблемы. Наоборот, они настроены быть полезными обществу, заниматься созидательным трудом.

Еще одно важное событие года – это решение Совета муфтиев России организовать всероссийский мусульманский детский лагерь. Такой проект реализуется впервые в нашей стране.

Безусловно, во всех регионах происходит много положительных процессов в жизни мусульман – увеличивается число мечетей, открываются медресе, создаются мусульманские организации, СМИ, проводятся полезные просветительские мероприятия и так далее. Процесс развития Ислама в России не останавливается.

О новых противоречиях между централизованными мусульманскими организациями

В этом году очень много было слышно о конфликтных ситуациях между централизованными мусульманскими организациями, предъявлений друг другу обвинений по разным поводам. Когда это прекратится, и как теперь мусульманам относиться к ранее заявленным религиозными лидерами планам по объединению мусульманских организаций России?

Я считаю, что многие конфликты создаются искусственно, потому что серьезных новых идей не выдвигается. Да и люди, которые участвуют в этих противоречивых процессах, не новые. Они занимали определенное место в российской мусульманской общине и пять, и десять лет назад. Я надеюсь, что их позиция будет пересмотрена в интересах общества, государства, самих мусульман.

Кроме этого такие действия дают почву для нечистоплотных людей реализовывать свои цели, а для несознательной молодежи, которая поддается деструктивной пропаганде в Интернете, — найти лазейки для совершения противоправных действий.

Об убийствах и преследованиях мусульманских деятелей

Одними из самых трагичных для мусульманской уммы России в 2011 году стали убийства авторитетных религиозных деятелей. Имамов теперь убивают не только на Кавказе, но и в Сибири, Центральной России. Почему, по-вашему, эти расправы начали происходить и за пределами Кавказа?

Для меня до сих пор остается загадкой этот вопрос. Если вспомнить убийство имама Нового Уренгоя Исомутдина Акбарова, то никак нельзя предположить, что оно совершено из-за коммерческих интересов. Он занимался только религиозной деятельностью.

Самое печальное, что мы не получаем информацию о том, как ведутся расследования по убийствам религиозных деятелей, а, значит, мы не знаем их мотивы.

2011 год можно назвать беспрецедентным по количеству арестов известных мусульманских деятелей, в том числе состоящих в официальных духовных управлениях мусульман. О безосновательности многих задержаний высказывались даже авторитетные муфтии. Когда к мусульманским лидерам начнут прислушиваться?

Я выражаю надежду на то, что новые люди, которые сегодня пришли в Государственную Думу, администрацию президента, по-новому посмотрят на эту ситуацию, потому что так долго продолжаться не может. Такие преследования, не всегда обоснованные, могут вызвать протестные акции.

Я знаю, что к митингам против итогов выборов и в Москве и Санкт-Петербурге присоединились некоторые мусульманские активисты. Они вышли на площади, прежде всего, протестуя против ущемлений прав мусульман.

В то же время, я всегда говорил, что мусульмане должны действовать только в рамках законодательного поля. Мы должны прибегать к защите своих прав или через суды, или посредством других законных методов.

Об итогах парламентских выборов

Вы затронули тему недавних митингов против итогов парламентских выборов. Вы лично согласны с итогами прошедших 4 декабря выборов депутатов в Государственную Думу РФ?

Я сейчас скажу вещи, которые многим не понравятся. Я лично не член партии «Единая Россия», но в любом случае эта партия набрала больше голосов, чем какое-либо другое политическое объединение, принимавшее участие в выборах.

Я не думаю, что в ходе выборов были большие нарушения, кардинально меняющие расклад итогов голосования. Например, в моем родном селе, где 10 тысяч населения, более 80% по итогам голосования набрала «Единая Россия». Все мои знакомые на заданный мною вопрос «За кого вы голосовали?», отвечали «за Единую Россию».

Если во время выборов были нарушения, а они, скорее всего, были, и это фактически признала власть, то это плохо. С этим надо разбираться законными методами. Сам я хожу на выборы, все мои близкие тоже голосуют. Я не хочу, чтобы моим голосом манипулировали.

О введении в школах курса ««Основы светской этики и религиозных культур»

В 2012 году во всех общеобразовательных школах начнется обучение в рамках курса «Основы светской этики и религиозных культур». Он предусматривает выбор школьниками одного из шести компонентов – «Основы светской этики», «Основы православной культуры». «Основы мусульманской культуры» и т.д. Ряд мусульманских деятелей выражает обеспокоенность отказом некоторых директоров школ предоставлять преподавателей основ мусульманской культуры в случае, если его выбрало малое количество учеников. Провомерен ли такой подход руководителей общеобразовательных учреждений?

Как известно, несколько лет назад мы выступали за то, чтобы в школе вообще был исключен религиозный компонент. Но есть решение руководства страны, и, начиная с сентября 2012 года, во всех школах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий несколько модулей.

В Саратовской области имамы на местах разъясняют, что у детей есть полное право изучать основы мусульманской культуры, если их родители изъявили такое желание. Почему эта работа по разъяснению важна? Руководители некоторых школ, где учеников-мусульман мало, не хотят брать на себя ответственность и предлагают выбирать или другой модуль, или переходить в другую школу, где будет организовано обучение основам мусульманской культуры. Но есть положение о том, что даже если один ребенок в школе хочет изучать тот или иной раздел в рамках курса «Основы светской этики и религиозных культур», то руководство обязано предоставить ему преподавателя.

Мы активно занимаемся разъяснительной работой, и министерство образования Саратовской области поддерживает нас в этом вопросе. Наши представители участвуют практически во всех собраниях в школах, посвященных введению курса «Основы светской этики и религиозных культур».

Но в некоторых регионах мусульманское духовенство отстранилось от вопроса введения в школах данного курса, считая, что религиозные институты не должны вмешиваться в образовательный процесс в светских образовательных учреждениях.

Мы не имеем право стоять в стороне от данной проблемы. Тогда дети-мусульмане просто потеряют возможность обучения основам мусульманской культуры и будут вынуждены посещать занятия по светской этике или основам православной культуры.

В некоторых школах созывают формальные собрания и предлагают, чтобы дети-мусульмане посещали уроки по основам светской этики. Поэтому и сложилась такая ситуация, что в ряде регионов очень мало учащихся, которые выбирают основы мусульманской культуры при том, что в них достаточно большой процент мусульман.

О проблеме радикализма среди мусульманской молодежи

Мукаддас-хазрат, нельзя говорить об итогах ушедшего года, обойдя стороной проблему радикализма в мусульманской молодежной среде. Создается впечатление, что она «не сходит на нет», а, наоборот, набирает обороты. В интернет-сети немало сайтов, где содержатся призывы к созданию в России шариатского государства, неуважительные высказывания в адрес российских законов, государственных деятелей и даже официальных муфтиев. В чем причина таких заявлений?

У нас нет опыта и практики построения шариатского государства. И как можно построить шариатское государство там, где нет для этого почвы? Кто сказал, что нельзя жить, работать и служить в том государстве, в котором родились?

О таких темах вправе говорить только люди, действительно знающие Ислам. Имам Шафии 20 лет изучал только арабский язык для того, чтобы понимать все тонкости аятов Корана и хадисов Пророка Мухаммада. А сегодня некоторые молодые люди, окончившие только 9 классов общеобразовательной школы, не отличая арабскую букву «алиф» от палочки, не имея представления о шариатских науках, прочитав переводы некоторых аятов и хадисов, пытаются учить нас «правильному» пониманию Ислама. Из-за этой ситуации мусульмане приходят к конфликтности, начинают обвинять других в неверии. Это то, что сегодня выходит за пределы Ислама.

О массовых волнениях в арабском мире

Давайте перейдем к теме «арабских революций», которых в 2011 году было несколько. Все-таки как мусульмане должны относиться к так называемой «арабской весне»?

Это очень сложный вопрос. Почему? Есть разные мнения на этот счет – мнения экспертов, журналистов, религиозных лидеров и просто людей, получающих информацию из доступных источников.

Если мы хотим знать, как Ислам относится к таким революциям, то нужно обращаться к оценкам авторитетных мусульманских ученых. До сих пор таких оценок практически не было.

Если брать мое субъективное мнение, то я считаю, что идут процессы с активным участием масс, стремящимся к лучшей жизни. Почему жители арабских стран, где произошли политические перевороты, живут так бедно при том, что в этих странах имеются огромные богатства? Все потому, что всеми богатствами распоряжались люди, объявившие идеологическую борьбу Исламу. Они не отстаивали интересы мусульман. Если бы они думали о своих гражданах, то, наверное, использовали бы все богатства для их благосостояния.

Но самое печальное, что льется человеческая кровь, и мы молим Аллаха, чтобы в странах, охваченных массовыми волнениями, не было кровопролития.

Беседовала Ася Капаева