Как научиться выплачивать закят. Опыт российских мусульман
Проблемы выплаты и сбора закята в мусульманском сообществе России являются на сегодня одними из наиболее важных, но при этом они остаются без должного внимания. Об этом в субботу в ходе «круглого стола» в саратовском Исламском комплексе заявили участники конференции «Закят: очищение имущества и залог процветания», которую организовало Духовное управление мусульман Саратовской области.
Все столпы Ислама так или иначе претворяются в жизнь — людей обучают намазу, регулярно призывая к молитве на проповедях, активно работают турфирмы и комитеты по Хаджу, верующие стараются держать пост в Рамадан и посещают ночные молитвы в этот месяц. А выплачивать мусульманский налог, почему-то, многие забывают. Или, как отметил преподаватель медресе «Шейх Саид» Ильяс Ильясов считают, что финансовая сторона Ислама — это вопрос совершенно неважный.
Однако, по его мнению, для успешной деятельности мусульман не достаточно лишь крепкого вероубеждения, необходимо и финансирование. Как бы это не звучало, но Ислам сложно поднять лишь на одном из этих факторов.
Закят — это столп Ислама и его важность подтверждается Священным Кораном. «В аятах, где говорится про намаз, почти всегда говорится и про закят», — отметил в ходе форума ведущий «круглого стола», преподаватель медресе Нидаль эль-Хих. Он обратил внимание, что этот налог очищает имущество мусульманина, и люди должны быть рады, что сегодня закят принимается. «Были времена при одном из праведных халифов, когда мусульмане ходили по домам, чтобы исполнить этот столп Ислама, но не могли найти бедняков — вокруг не осталось ни одного человека, которому можно было бы дать деньги», — напомнил он.
Саратовский опыт
Поскольку прошедшая конференция стала одной из первых в России, которая была полностью посвящена теме закята, участники не могли не обменяться опытом со своими единоверцами. В частности, о работе в этой сфере, ее сложностях и особенностях рассказали представители саратовской Комиссии по закяту при ДУМ области. Хамза-хаджи Баширов, председатель этого органа, привел данные о сборе налогов за последние годы и обозначил «статьи расходов». Так, получаемые средства, как правило, идут на оплату лечения больных, ущерба пострадавших от пожаров и прочих стихийных бедствий, дороги путников. Кроме того, оплачиваются путевки в исламский лагерь детям из малоимущих семей, а также выдается зарплата преподавателей медресе «Шейх Саид». Однако есть и постоянный список людей, попадающих в категорию нуждающихся.
Член Комиссии, президент ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области Салман-хаджи Мусаев подчеркнул, что каждая копейка, принесенная мусульманином, учитывается с помощью специальных документов, а достоверность трудных жизненных ситуаций единоверцев также в обязательном порядке проверяется. В случае, если бедный человек стесняется просить о помощи, используется форма ходатайства со стороны доверенного лица. При этом он отметил, что нет у одних нуждающихся привилегий над другими по национальности или по связям.
Говоря о своем опыте, сотрудники саратовской Комиссии вместе с тем выразили беспокойство, что в районах Саратовской области практически не ведется работа по сбору закята. Вместо этого, районные имамы при необходимости обращаются за финансовой помощью в Саратов, что не совсем правильно. В ходе обсуждения этой проблемы религиозным деятелям было рекомендовано создавать подобные закят-комиссии на местах и «не ждать, пока люди сами придут», разъясняя верующим важность очищения имущества с помощью закята и призывая помогать малоимущим. При этом собравшиеся обратили внимание, что в селе можно собирать налог в форме зерна, мяса или др.продукции.
Кредит доверия
Одной из причин пассивности исламской уммы в сфере закята специалисты считают, помимо недостаточной просвещенности, также невысокий уровень доверия мусульман к самой системе аккумулирования и распределения денег. Этот вопрос стал одним из ключевых на конференции.
По мнению экспертов, огромную роль при сборе закята играет личность человека, который решился заниматься этой работой. Как отметил муфтий Пензенской области Ислам Дашкин, он должен не только обладать знаниями о том, когда, при каких условиях и сколько средств следует выплатить мусульманину, но и чувством ответственности, высоким авторитетом среди членов общины. «В России люди не выплачивают закят, поскольку элементарно не всем доверяют», — считает муфтий.
В большинстве случаев этому способствуют укоренившиеся в народе стереотипы, с которыми необходимо бороться. В частности, у многих мусульман существует неправильное мнение о том, что пожертвования, которые собирает имам или другой представитель руководства общины, он затем «кладет себе в карман».
В этом аспекте показателен опыт саратовской Комиссии по закяту. Все ее члены, за исключением одного, являются бизнесменами, то есть людьми, не нуждающимися в материальной поддержке. Они не получают зарплату за свою работу (хотя с точки зрения шариата должны), мало того, они сами выплачивают налог. Участники конференции выразили мнение, что такой состав закятных структур наиболее приемлем, поскольку работа мусульман, которые не нуждаются в деньгах, вызывает большее доверие среди верующих.
Авторитет комиссий по закяту формируют и другие факторы. Автор книги «Закят. Практическое руководство», директор Департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина отметила, что для эффективной работы структуры, собирающие закят, должны регулярно отчитываться перед общиной о распределении средств. «Это необходимо для того, чтобы люди видели, куда передают их деньги», — говорит она. При этом эксперт привела в пример благотворительный фонд «Солидарность». По мнению Мадины Калимуллиной, он очень открыт в финансовом плане.
Муфтий Карелии Висам Бардвил в свою очередь высказал мнение, что что при выплате закята важную роль играет и психологический фактор: человек так устроен, что ему порой жалко отдавать свое имущество, свои деньги, тем более если речь идет о внушительных суммах. Сборщику важно искренне поблагодарить человека, «при этом можно сделать за него дуа, пожелать, что Всевышний помог ему во всех начинаниях», посоветовал муфтий Карелии, отметив также, что верующих необходимо призывать к щедрости.
От обсуждений — к предложениям
Стоит отметить, что участники конференции активно высказывали свои идеи и мысли относительно развития закят-системы в России. Так, Мадина Калимуллина еще в ходе работы пленума предложила создать в России определенные типовые стандарты или положения для структур, занимающихся сбором закята, на которые мог бы ориентироваться каждый регион с учетом своих особенностей. Эту мысль продолжили участники форума за «круглым столом». Собравшиеся обратили внимание, что при разработке стандартов необходимо учитывать российские реалии жизни, отметив, что для ориентира на сегодня у нас уже есть Коран и сунна.
Кроме того, была затронута тема необходимости выпуска общероссийского тематического печатного издания и создания Совета улемов по закяту, о чем сказал преподаватель медресе «Шейх Саид» Ильяс Ильясов. Предложение было воспринято с энтузиазмом, но вместе с тем, собравшиеся обратили внимание, что в нашей стране сейчас практически отсутствуют профессиональные кадры в данной сфере.
Участники форума в ходе «круглого стола» смогли задать интересующие их вопросы относительно закята экспертам. Так, например, верующие поднимали вопрос о том, должен ли выплачивать этот налог человек, считающий себя мусульманином, однако не придерживающий религии и не совершающий намаз, кроме того, собравшиеся узнали, как платить закят мусульманам, содержащим скот, в каких случаях деньги можно отдавать нуждающимся родственникам, как должен оплатить налог человек, получающий доходы от халяльного и харамного вида работы одновременно и т.д. Также собравшиеся обсудили юридические вопросы, в частности, условия создания фондов по сбору закята, работы благотворительных организаций и налогообложения, особенности законодательства в этой сфере.
В заключение работы конференции шейх Нидаль эль-Хих отметил, что если все мусульмане России будут добросовестно выплачивать закят, то этих средств хватит, чтобы обеспечить весь исламский мир. «Мы сами будем давать деньги Кувейту и Саудии», — сказал он. Для достижения этой цели нужно уже сейчас формировать соответствующее мировоззрение у мусульман, создавая крепкое мусульманское сообщество.
Пресс-служба
Опубликовано: 23.04.2012, рубрики: Новости.