Грозненская фетва не решит, но может усугубить проблемы мусульман РФ | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание молитв

Фаджр6.38
Шурук8.18
Зухр13.15
Аср15.18
» Магриб17.08
Иша18.48
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Ссылки

Архивы

Грозненская фетва не решит, но может усугубить проблемы мусульман РФ

d4842753Недавно прошедшая в Грозном Богословская конференция по определению того, какие мусульманские общины России соответствуют критериям Ахль сунна, то есть, приверженцев суннизма, вызвала большой резонанс среди мусульман страны. О ее итогах мы писали ранее подробно.

С просьбой прокомментировать значение и последствия данной Конференции мы обратились к председателю Духовного управления мусульман Саратовской области, сопредседателю Совета муфтиев России, муфтию Мукаддасу Бибарсову.

Насколько важен в Исламе вопрос определения того, кто относится к суннитской общине, а кто нет?

Вот уже 25 лет, как рухнули барьеры, ограничивающие религиозную жизнь граждан России. Казалось бы, все сообщество мусульман России должно было преодолеть этот период в созидательном порыве, строя не только мечети и медресе, но и единое высокоразвитое сообщество.

Однако мы наблюдали конфликты и споры, которые не согласуются с учением Ислама. А в последнее время видим усиление борьбы за право исключительного ношения титула Ахль сунна. Нам важно понять, с чем она связана и почему сегодня это важнее, чем просто именоваться мусульманином?

Мусульмане, опирающиеся в своей религии на Коран и сунну, относятся к единой умме Ахль сунна. Этот вопрос разрешен сотни лет назад и об этом не было и нет никаких разногласий.

В широкие рамки Ахль сунна укладываются четыре мазхаба, классические школы суфизма, уходящие своей основой к известным последователям Пророка (мир ему), то есть, к саляфам.

А также те общины, которые опять-таки опираются на ту форму восприятия Ислама, которая доходит до нас от саляфов, но делают это вне рамок суфизма. То есть так или иначе мы все держимся за единый источник и наши отличия только в том, чью школу воспитания и воспроизводства уммы мы берем для себя за основу.

Характерно, что в периоды стабильности, все общины сосуществовали в гармонии, дополняя друг друга, а во времена смуты начинается та самая борьба по дискредитации своих собратьев и выводу их за рамки Ахль Сунна.

Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем именно такую картину, когда каждый хочет присвоить себе почетный титул, вызывая ответную реакцию, при этом ослабляет самих себя и своих оппонентов.

Эта тенденция началась в свое время с молодых пассионарных ребят, стремившихся исправить все несовершенства мира, но не обладавших ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом. С другой стороны, старшему поколению тоже не хватило мудрости, чтобы найти ключи к такой молодежи.

Совсем недавно состоялась международная конференция в Грозном, где обсуждался вопрос принадлежности к Ахль Сунна, а также была сформулирована довольно ультимативная резолюция. Не повторяют ли ее авторы ошибку этой группы, которую называют «саляфитами», только себя относящими к Ахль сунна?

Действительно, в документе «о неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений» в определении о том, кто является «Ахль сунна» в третьей основе Ихсан сказано о том, что «суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего имамами суфиев».

Здесь сразу возникает много вопросов. К примеру, как быть подавляющему большинству татар, башкир, казахов, да и большинству мусульман Северного Кавказа, которые исторически следуя ханафитскому и шафиитскому мазхабам, не являются суфиями, но при этом в определенной части обладающими высокой степенью имана и ихсана, так же как и представители суфизма, пронесшими Ислам сквозь самые сложные времена диктатуры и гонений?

Если на Северном Кавказе в пример ставится суфий имам Шамиль, то среди тюрков это, ин шаа Аллах шахид, Салават Юлаев, не шедший путем суфизма, но воспитанный на принципах Ислама мусульманин. Они оба герои своих народов и оба, несомненно, относятся к Ахль сунна.

Организаторы конференции поставили на повестку важные, но уже разрешенные вопросы, сейчас нужно сосредоточиться на преодолении противоречий и объединении мусульман. Это требует мудрости, терпения и времени.

Резолюция конференции названа фетвой, обязательной для исполнения всеми мусульманскими организациями России. Насколько это согласуется с самим духом фетвы?

И действительно ли ее можно назвать иджмой мусульманской уммы, так как по нашим подсчетам в Конференции участвовала примерно четверть от общего количества российских муфтиев?

Классики фикха трактуют понятие фетвы как «сообщение о решении Аллаха Всевышнего на основе шариатского доказательства без вменения в обязанность» и фраза «без вменения в обязанность» поясняет, что фетва не возлагает какое-либо обязательство».

Если говорить об иджма, то это единогласное мнение ученых муджтахидов уммы посланника Аллаха (мир ему), выносящих свои решения на достоверных доводах из Корана и сунны, соответствующие высоким нравственным и этическим нормам Ислама.

То есть это люди высочайшего уровня знаний, обладающие правом выносить решения по важнейшим вопросам исламской религии и фикха, способные совершать иджтихад. Нужно говорить откровенно, что пока у нас нет такого уровня ученых, хотя ин шаа Аллах, есть надежда, что они появятся в будущем.

Что же касается грозненской фетвы и количества муфтиев ее подписавших, то на самом деле это не так важно. Даже если бы в Конференции приняли участие абсолютно все мусульманские деятели России, то все равно ее концепция не накладывается на реалии, которые сегодня совершенно разные для российских мусульман от региона к региону.

Нам всем понятна причина, по которой была созвана эта Конференция, а также приоритетные цели ее организаторов. Однако перед мусульманами, например, центральных регионов, стоят совершенно иные проблемы, непонятные жителям Северного Кавказа.

Они живут в республиках, где мусульмане составляют большинство населения, мы же – наоборот… Там мусульманские праздники — это официальные выходные дни, а у нас – нет… Мы боремся за земельные участки для мечетей, а там — этой проблемы нет.

Нам совершенно по-разному приходится работать с молодежью, да и сама молодежь разная. То есть на данном этапе кавказские лекала развития Ислама не подходят для нас, и наоборот. Таких различий масса, поэтому в таких условиях фетва не может носить общий характер.

Я несомненно поддерживаю цели организаторов, направленные на противодействие радикализму, невежеству, противодействию обвинениям против суфиев, потому что в Исламе нет для этого места. Но при этом считаю, что предложенные методы не решат проблемы, а в определенных обстоятельствах могут их даже усугубить.

Что Вы можете сказать о тех рекомендациях властям, которые содержатся в итоговых документах данной Конференции

Конечно, при этом стоит отметить и такой момент в итоговом документе грозненской Конференции, как рекомендация привлекать представителей ислама в экспертный совет при Минюсте России и другие экспертные и общественные советы при органах власти.

Суды всех уровней должны будут обращаться за экспертизой исламских текстов именно к представителям экспертного совета Минюста. Это положение стоит признать предельно актуальным и давно востребованным.

Тем не менее, все остальные запретительные и репрессивные инициативы и обращение с ними к органам власти негативно скажется против самого же исламского сообщества России. Причем без всякого разбора правых и виноватых.

Поскольку у нас правоприменительная практика на низовом уровне зачастую искажает дух и букву закона в угоду своим прихотям и предубеждениям, чем грубо нарушает гарантированные Конституцией права и свободы верующих. И «пакет Яровой» это уже демонстрирует, когда под его действие уже подпадают христианские священники, и представители иных конфессий.

Onkavkaz.com