Апрельские тезисы | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.57
Шурук6.37
Зухр12.56
» Аср17.01
Магриб19.02
Иша20.42
(г. Саратов)
на месяц

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Ссылки

Архивы

Апрельские тезисы

Конференция18 апреля в Саратовском Исламском комплексе состоялась научно-практическая конференция на тему: «Система мусульманского религиозного образования: история, проблемы, перспективы».
Конференция на подобную тему в Саратове проводится впервые, что было отмечено имамом Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазратом Бибарсовым.

Причины ее проведения продиктованы актуальностью вопросов, связанных с развитием мусульманской системы образования в России и в Саратовской области. По словам сопредседателя Совета муфтиев России, получение образования для мусульман всегда было и остается приоритетным, поскольку именно знания определяют мировоззрение человека. В понятие «исламское образование» вкладывается нечто большее, чем передача чисто религиозных знаний, поскольку в исламе нет разделения жизни на религиозные и светские сферы. Сегодняшнее состояние отсталости мусульман в научно-техническом и социально- экономическом развитии связано с недооценкой роли получения научных знаний, в то время как именно последователи ислама в 7-12 в.в. совершали самые передовые научные открытия и внедряли их в жизнь.

Доктор исторических наук, профессор Рашитов Фрид Айниевич представил вниманию слушателей доклад об истории становления мусульманской системы образования в Саратовской губернии в конце 19 – начале 20 вв. На примере работы религиозных школ в Хвалынском уезде и в Саратове, он показал этапы поступательного развития этой системы, в котором были свои поворотные моменты, сложности и противоречия. Ученый отметил, что мусульманское общество успешно решало эти проблемы. Если в 1860г. в губернии было 13 религиозных школ, то к 1903г. в одном только Хвалынском уезде их число составило 54. Были также открыты школы для девушек. По словам Рашитова, очень важное место в этом процессе занимало создание новометодных–джадидистских школ, где наряду с религиозными, начали преподаваться и светские предметы, применялись новые формы организации учебы. Наиболее эффективным методом развития религиозного образования на сегодняшний день Фрид Айниевич считает создание сети частных мусульманских школ, по типу тех, которые действовали в начале минувшего века. Но они должны соответствовать требованиям современности, как по уровню квалификации преподавательского состава, так и наличием материально-технической и учебно-методической базы. Кроме того, он отметил необходимость ведения обучения на родных языках мусульман, что способствовало бы сохранению их национальной идентичности.

Директор национальной татарской гимназии Саласкина Закия Идрисовна в своем выступлении обратила внимание участников конференции на необходимость полноценного использования ресурсов национальных школ для приобщения детей к религии, для воспитания нравственности посредством организации факультативных занятий и использования инновационных технологий. Она предложила применять новые методики приобщения к ценностям ислама.

Директор медресе Расим-хазрат Кузяхметов познакомил участников мероприятия с этапами становления системы религиозного образования в г. Саратове. Им был дан краткий анализ 20-летней работы духовных лидеров и религиозных активистов на этом поприще. Особенно теплыми воспоминаниями он поделился о первых годах работы воскресных курсов. Ведь за круглым столом сидели их организаторы: Мукаддас-хазрат Бибарсов, который в конце 80-х вел уроки арабской графики и Фрид Айниевич Рашитов — историю татарского народа. Добрыми словами вспомнили также и тех, кого уже нет в живых. Итогом развития религиозного образования в г. Саратове стало официальное открытие в 2005 году Медресе «Шейх Саид» ДУМ Саратовской области в здании Исламского комплекса на ул. Татарской. В настоящее время на очном, вечернем и заочном отделениях медресе обучаются 160 студентов. Кроме того, в детских группах занимаются 90 мальчиков и девочек.

Преподаватель медресе шейх Нидаль Эль-Хих поднял проблему отсутствия разработанных программ преподавания и религиозных учебников. Он призвал к необходимости извлечения уроков из прошлого мусульман России, которые, составляя конфессиональное меньшинство, смогли за короткое время создать целую систему религиозного образования, сделав ее доступной для народа. Высокий образовательный потенциал позволял довести знания до каждого представителя данной конфессии. Доктор Нидаль предложил обратиться к Совету муфтиев России с просьбой о содействии в создании учебников и программ для преподавания в школах и медресе.

Заместитель министра-председателя комитета общественных связей и национальной политики правительства Саратовской области Елена Каштанова отметила актуальность прошедшего мероприятия и сказала о серьезном продвижении саратовцев в области исламского образования.

По итогам конференции были приняты следующие рекомендации:

  1. Усовершенствовать содержание типовой учебной программы по религиозным предметам, ввести преподавание основ светского законодательства, особенно по религиозным вопросам.
  2. В учебном процессе использовать труды татарских мыслителей-богословов прошлых веков, развивая идеи джадидизма.
  3. Разработать программы по подготовке преподавателей системы религиозного образования и систематического повышения их квалификации. Параллельно вести работу по созданию приемлемых условий для плодотворной работы педагогов.
  4. Улучшить оснащение библиотек мусульманских учебных заведений. Обеспечить наличие унифицированной учебной литературы по основным религиозным предметам. Обеспечить наличие новой периодической печати в библиотечных фондах учебного заведения.
  5. Обратиться к Совету муфтиев России с предложением о составлении учебников, методической литературы для преподавания исламских дисциплин в медресе и основ исламской культуры в школах.
  6. Активизировать работу педагогов над обобщением педагогического опыта, организовывая его обмен путем использования интернет ресурсов, периодическим проведением научно — практических конференций, встреч.
  7. По итогам проведенной конференции выпустить сборник статей.
    Надеемся, что с милостью Аллаха конференция даст новый импульс развитию мусульманской системы образования и станет еще одним шагом на пути решения стоящих перед российскими мусульманами проблем.
  8. Али Хабибуллин