Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр3.53
Шурук5.41
Зухр13.01
Аср17.56
Магриб20.13
Иша21.53
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Ислам. Отношение к музыке

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Вопрос о пении в целом неоднозначен вне зависимости от того, сопровождается оно игрой на музыкальных инструментах или нет. По ряду вопросов мусульманским ученым-богословам удалось достичь согласия, по другим их суждения разошлись. Все ученые единодушны в отношении недопустимости каких-либо форм пения и музыки, провоцирующих невоздержанное, недостойное и греховное поведение. Что же касается музыкальных инструментов, то в связи со слабостью свидетельств, указывающих на их запрещение, применимое в подобных случаях правило гласит, что изначально все вещи считаются дозволенными.

Пение представляет собой прежде всего произносимые нараспев мелодичные слова. Таким образом, если слова песни достойные, то достойно и само пение; если же слова дурны, то скверно и само пение. В исламе речь о чем-либо запретном недопустима. Что же если слова сопровождаются ритмом и мелодией?

Богословы сходятся во взглядах относительно дозволенности пения без инструментального сопровождения в том случае, если в словах нет ничего запретного. Такое пение разрешается только по особому случаю – свадьбы, торжества, гостеприимного приема путешественника и т.д. Подобная норма основывается на хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Он (мир ему и благословение) спросил: «Дарили ли вы девушке (т.е. невесте) подарок?» «Да», — ответили они. Он спросил: «Отослали ли вы с ней певца? «Нет», — ответила Айша. Пророк (мир ему и благословение) тогда сказал: «Ансары – народ, любящий поэзию. Вам надлежит послать певца, который бы спел: «Вот мы идем, к вам мы идем, приветствуйте нас, как мы приветствуем вас». Здесь можно упомянуть, что женщина может петь лишь в присутствии других женщин или мужчин, с которыми она состоит в махрамном родстве.

В вопросе о музыкальных инструментах мнения ученых расходятся. Ряд богословов считают дозволенными все виды пения, как с музыкальным сопровождением, так и без него, и даже похвально отзываются о нем. Еще одна группа улемов считает, что пение дозволено лишь без инструментального аккомпанемента. Третья группа объявила о запрете пения вне зависимости от музыкального сопровождения, — более того, они рассматривают пение как один из основных грехов. В поддержку своего мнения они приводят хадисы Имама Аль-Бухари, переданные либо от Абу Малика, либо от Абу Амир аль-Ашари (нет полной ясности в том, кто именно был передатчиком данного хадиса): Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Среди моих последователей будут и те, кто сочтет запретные сношения, ношение шелка, употребление вина и игру на музыкальных инструментах законными». Несмотря на то, что данный хадис присутствует в «Сахих» Аль-Бухари, его передаточная цепь не ведется непосредственно от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что лишает его достоверности. Ибн Хазм отвергает его именно по этой причине. Более того, свидетельство передатчика этого хадиса Хишама ибн Аммара было объявлено многими учеными в области методологии хадисов «слабым».

Помимо этого факта, в тексте хадиса нет четкого запрета музыкальных инструментов, поскольку выражение «сочтут законным» согласно Ибн Аль-Араби имеет два определенных значения. Во-первых, — эти люди будут считать, что все упомянутое законно. Во-вторых, — они преступают те определенные ограничения, которые следует соблюдать в том, что касается данных музыкальных инструментов. Если подразумевалось первое значение, то подобные люди становятся неверными.

В свете вышесказанного становится очевидным, что данные религиозные тексты, которые выступают в роли основы для тех, кто считает, что пение – это харам, являются либо двусмысленными, либо недостоверными. Ни один из этих хадисов, приписываемых Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), не может быть обоснованным свидетельством, как основой для суждения о запрете. Более того, все эти хадисы признаны слабыми последователями Ибн Хазма, Малика, Ибн Ханбала и Аш-Шафии.

В своей книге «Аль-Ахкам» («Правовые постановления») Аль-Кади Абу Бакр Ибн аль-Араби говорит: «Ни один из хадисов, в которых утверждается запретность пения, не считается достоверным (учеными в области методологии хадисов)». Такого же мнения придерживаются Аль-Газали и Ибн ан-Нахви в Аль-Умда («Надежда путешественника»). Ибн Тахир говорит: «Не было доказано, что хотя бы одна единственная буква из всех этих хадисов является достоверной». Ибн Хазм утверждает: «Все подобные хадисы являются вымышленными и ложными».

Доказательства, приводимые сторонниками мнения, что пение является халяль (разрешенным и законным):

Во-первых, — свидетельства, имеющиеся в аутентичных текстах, – обоснование подобного суждения строится на основе достоверных хадисов Пророка Мухаммада (мир ему). Здесь приводится следующий хадис: «По свидетельству Айши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришел ко мне домой. Со мной находились две девушки, они пели песни Бу’ас (рассказ о сражении в доисламской войне между двумя племенами Ансаров – Хазрадж и Аус). Он лег на свое ложе и повернул лицо. Затем вошел Абу Бакр и, обращаясь ко мне, вскричал: «Музыкальные инструменты Сатаны рядом с Пророком (мир ему и благословение)?». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обернулся к нему и сказал: «Оставь их». Незаметно для Абу Бакра я подала знак девушкам, и они вышли». (Сахих Аль-Бухари).

Это показывает, что девушки не были столь юны, как утверждается рядом ученых-богословов, иначе Абу Бакр не был бы разгневан ими. В дополнение в данном хадисе Пророк (мир ему и благословение) желал показать евреям, что в исламе есть место и для веселья и что сам он был послан с естественным и умеренным посланием. Из данного хадиса можно извлечь также еще один урок. Он привлекает наше внимание к необходимости правильно знакомить людей с исламом, подчеркивая присущие ему умеренность и благородство. Более того, мы можем процитировать в подтверждение слова Аллаха: «Но они, едва представится им [случай] заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять [на возвышении для чтения проповедей]. Скажи [, Мухаммад]: «То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах — наилучший из тех, кто дает удел» (Коран, 62:11).

В этом стихе на увеселения и торговлю налагается запрет. Аллах не порицает никого из них, Он лишь упрекает тех из Сподвижников Пророка, кто оставил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в одиночестве читающего Хутбу (пятничную проповедь), — они же все устремились встречать караван, отмечая его прибытие барабанным боем.

Во-вторых, — в отношении духа и буквы исламской религии: Аллах до ниспослания откровений Мухаммаду упоминал будущую его миссию в предшествовавших писаниях: «И следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и [позднее] в Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает [есть] приятное и не дозволяет неприятное» (Коран, 7: 157).

Таким образом, в исламе не было утрачено ничего из благого и истинного, но провозглашено, что это является халяль (законным). То был знак Милости Божьей Умме сообразно с вечным и всеобъемлющим посланием, ниспосланным Аллахом. Аллах Всемогущий говорит: «Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: «Вам дозволена прекрасная пища» (Коран, 5:4).

При более глубоком рассмотрении этого вопроса можно обнаружить, что любовь к пению, мелодичным звукам человеческого голоса является почти что природным инстинктом. Можно вспомнить, что младенцы успокаиваются и засыпают под звуки колыбельной. Мамы и нянечки всегда знают об этом и потому часто поют детям. Всем также известно, что птицы и животные реагируют на мелодичный голос или ритмические мелодии.

Следовательно, если пение является своего рода человеческим инстинктом, то хотя бы уже по этой причине им нельзя пренебрегать. Ислам призван возвысить и усовершенствовать этот инстинкт. По выражению Ибн Таймийи «Пророки были ниспосланы, чтобы усовершенствовать и упорядочить инстинкты человека – но не изменять или исправлять их». Эти слова сообразуются с хадисом Пророка: «Когда Посланник Аллаха пришел в Медину, он обнаружил, что они (т.е жители Медины) празднуют два дня. Он спросил: «Что это за дни?» Они ответили: «Мы по обыкновению отмечали эти два праздника в доисламские времена». Он сказал: «Воистину, Аллах Всемогущий дал вам два других дня, которые лучше предыдущих. Эти дни – Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр» (Ахмад, Абу Дауд и Ан-Насаи).

Более того, если пение рассматривается, как часть увеселений и игр, то они не являются харам, — все это сообразуется с известным представлением о потребности человека в отдыхе и развлечениях. Пророк (мир ему и благословение) сказал Ханзала, который о себе решил, что является лицемером, после его посещения жены и детей и после тех изменений, что произошли с ним, когда он был вдали от Пророка Аллаха (мир ему и благословение): «О Ханзала, часть твоего времени надлежит посвятить (мирским делам), а другую часть (следует посвятить молитве и размышлениям)» (Муслим).

Али ибн Абу Талиб говорит: «Веселитесь, ибо сердца, подвергающиеся чрезмерным испытаниям, слепнут».

Абу ад-Дарда сказал: «Я освежаю себя в увеселениях, чтобы крепить свои силы на праведном пути».

Аль-Газали человеку, спросившему его: «Не есть ли пение частью игр и веселья?», отвечал так: «Да, но все сущее в этой жизни есть лишь игра и забавы. Все, что происходит между мужем и женой, — игра, за исключением супружеских отношений, ибо так они дают жизнь своим детям. Эти слова переданы от Посланника Аллаха и его благородных Сподвижников».

Действительно, свободное время освежает сердце человека и снимает напряжение. Чрезмерные усилия и переутомление делают сердце бесчувственным и слепым. Веселье восстанавливает его силу и энергию. Тому, кто непрерывно и напряженно трудится, следует на время взять перерыв для восстановления энергии и твердости воли, чтобы избежать полного упадка сил в будущем. Лишь пророки могут соблюдать абсолютную сосредоточенность. Свободное время, которое человек может посвятить своему отдыху, также является средством лечения различных заболеваний, усталости и истощения. Тем не менее, время досуга нельзя делать чрезмерным, поскольку это совершенно противоречит цели восстановления сил и энергии.

Всякий, кто познал природу себя и своего сердца, наверняка знает, что отдых и восстановление сил являются наилучшим путем к благополучию.

Таковы доказательства, имеющиеся в текстах ислама и свидетельствующие о допустимости пения, — их достаточно для того, чтобы внести необходимую ясность в данный вопрос.
В дополнение можно напомнить, что жители Медины, которые были в высшей степени богобоязненными, Захирия, ученые, придерживающиеся буквального смысла (захир) священных книг ислама, и Суфии, известные своим строгим и неукоснительным следованием положениям исламских текстов, — все они провозгласили допустимость пения.

Имам Аш-Шаукани пишет в своей книге: «Найл аль-Аутар»: «Жители Медины и те, кто из Захирия и Суфиев были согласны с ними, придерживались мнения о допустимости пения, даже в сопровождении таких музыкальных инструментов, как лютня или флейта». Абу Мансур аль-Бугдади аш-Шафии передал, что Абдулла ибн Джафар не усматривал в пении ничего плохого и что сам он часто писал музыку для своих невольников, исполнявших эти мелодии в его присутствии. Пение имело место также во времена Повелителя Правоверных Али ибн Абу Талиба. Абу Джафар аль-Бугдади рассказывает также о положительном отношении к пению со стороны Аль-Кади Шурайха, Саида ибн аль-Мусайибы, Аты ибн Абу Рабаха, Аз-Зухри и Аш-Шифи.
Ар-Рувайяни передал: (по свидетельству Аль-Каффаля) Малик ибн Анас утверждал, что пение и игра на музыкальных инструментах разрешены. Абу аль-Фадль ибн Тахир передает, что «среди жителей Медины никогда не было споров о том, разрешена ли игра на лютне».
Ибн Нахви пишет в своей книге «Аль-Умда»: «Жители Медины всегда в этом вопросе выказывали полное согласие. Захирия придерживались такого же мнения».

Аль-Мавирди также свидетельствует о существовании разрешения игры на лютне среди сторонников и учеников Аш-Шафии. Ибн Тахир, Аш-Ширази, Шех Из-ад-Дин и другие также разделяли это мнение. Все они придерживались положения о допустимости пения и игры на музыкальных инструментах. Аль-Адфуи писал: «В ряде своих книг Аль-Газзали рассказывает о консенсусе ученых в этом вопросе. Ибн Тахир также свидетельствует о подобном согласии среди Сподвижников Пророка».

Обстоятельства и условия
При прослушивании пения необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Не все формы пения допустимы. Скорее следует говорить, что дозволенные песни должны соответствовать учениям и этике ислама. Следовательно, песни, восхваляющие тиранов и порочных правителей, противоречат положениям ислама. В сущности, в исламе осуждаются правонарушители и грешники, а также те, кто остается безучастным перед лицом их преступлений. Это же правило применимо к исполнению подобного рода песен.
  2. Также большое значение имеет то, как исполняется песня. Тема песни может быть хорошей, однако исполнение певца – намеренно провоцирующее слушателей и соблазняющее их – делает ее сомнительной, запретной и даже заставляет испытывать к ней отвращение. В Священном Коране есть обращение к женам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] — не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, — а говорите обычные слова» (Коран, 33: 32).
  3. Нельзя сочетать пение с запрещенными в исламе формами поведения: употреблением алкоголя, смешанным присутствием в одном месте мужчин и женщин и т.д. — весьма распространенными в пабах и ночных клубах.
  4. В исламе провозглашен запрет на крайность во всем, в том числе в актах поклонения. Это же положение относится и к досугу и отдыху, несмотря на то, что подобное времяпрепровождение позволено. Есть также вещи, в которых каждый сам должен быть себе судьей и муфтием. Если те или иные песни провоцируют в человеке вожделение или отрывают его от реальной жизни, то ему следует избегать их, немедленно затворив те ворота, через которые ветер искушения и соблазна может проникнуть и убить его веру, нравственность и душу. Если он сумеет сделать это, он будет жить в мире и спокойствии.

Предупреждение относительно вольного обращения со словом «харам»

В заключение мы бы хотели обратиться к тем ученым, которые позволяют себе часто и необдуманно применять положение «харам» в своих работах или при издании фатв. Им следует осознавать, что Аллаху ведомо все, что они говорят и творят. Им следует также помнить, что вольное обращение со словом «харам» весьма опасно. Это означает, что Наказание Аллаха ожидает каждого за его неправедные слова или поступки, а потому нельзя в своих суждениях основываться на предположениях, прихотях или слабых хадисах. В качестве основы подобные постановления должны иметь под собой признанный и достоверный текст ислама или обоснованное и правомерное единодушное заключение. В случае отсутствия вышеназванных условий необходимо обратиться к изначальному правилу о дозволенности вещей. У нас есть пример одного из первых праведных исламских ученых-богословов, которому всем нам надлежит следовать. Имам Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не было в обыкновении тех, кто жил в прежние времена, — первых праведных мусульман, явивших пример для последующих поколений, говорить: «Это есть халяль, а то — харам». Однако же они говорили: «Я не приемлю это, и поступаю этак». Ибо в том, что касается халяль и харам, эти слова могут оказаться изобретением лжи, приписываемой Аллаху. Не слышали ли вы слова, что молвил вам Аллах: «Скажи: «Что скажете вы о пропитании, которое ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а другую часть — дозволенной?» Спроси: «Аллах дозволил вам это или же вы возводите на Аллаха напраслину?»» (Коран, 10: 51). Ибо халяль есть то, что сделали дозволенным Аллах и Его Посланник, а харам – то, что запретил и Аллах и Его Посланник.

Ю. Кардави

Источник