Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр3.57
Шурук5.45
» Зухр13.02
Аср17.54
Магриб20.10
Иша21.50
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Временный брак (завадж-уль-мут’а)

Во имя Аллаха, хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха!

Временный брак (завадж-уль-мут’а) – это брак, заключаемый обеими сторонами для физического ублажения в течении определенного промежутка времени. Подобный брак имел место до Ислама в эпоху Джахилийи. Ислам запретил его поэтапным методом, который эта религия, как правило, всегда применяла, когда отрывала человека от привычных для него вещей, например, при запрете опьяняющих напитков.

Ислам первоначально разрешил временный брак в узких рамках, равносильных степени крайней необходимости, — во время длительных военных походов, когда мужчины не могли выносить разлуку с женами. В таких крайних обстоятельствах Ислам разрешил временный брак. После этого Пророк (мир ему и благословение) вынес относительно него окончательное решение об его запрете при любых условиях.

Ибн Аббас продолжал разрешать временные браки при крайних обстоятельствах. Но когда он увидел, что люди на практике злоупотребляют его фатвой, он согласился с остальными сподвижниками в том, что временный брак запрещен при любых обстоятельствах. То есть временный брак запрещен постоянно.

Эту фатву издал Юсуф Аль-Карадави. Далее следует текст его фатвы: «Брак, согласно Исламу, — это прочный договор, который обе стороны основывают на намерении постоянного совместного проживания для достижения упомянутых в Коране психологических целей – душевного спокойствия, любви, милосердия, а также – его родово-цивилизационную цель — воспроизведение и сохранение человеческого рода: «Аллах создал вам жен из вас самих, и дал вам от ваших жен детей, внуков» (Коран, 16:72).

Что касается временного брака – связи мужчины и женщины, которую они заключают на определенное время за оговоренную плату, то в нем не выражаются вышеуказанные нами значения. Пророк (мир ему и благословение) разрешил его во время поездок и военных походов, до того как окончательно сложится исламское законодательство. После чего он запретил его в окончательной форме.

Причина первоначальной дозволенности этого брак заключалась в том, что арабы находились на том этапе, который мы можем назвать переходным периодом от Язычества (Джахилийя) к Исламу. В эпоху Язычества внебрачные половые отношения (зина) были легкодоступны и имели широкое распространение. С возникновением Ислама, когда им приходилось путешествовать и совершать военные походы, разлука с женами была для них тягостной, тяжелой.

Среди них были как глубоко верующие, так и те, кто не утвердился в своей вере. Последние были на грани того, чтобы совершить распутство. Что касается глубоко верующих мусульман, то они были готовы кастрировать себя. Как говорит об этом Ибн Масуд: «Мы совершали военные походы вместе с Посланником Аллаха, когда с нами не было наших жен. Мы спросил его: «Можем ли мы кастрировать себя?». Он запретил нам это, но разрешил нам заключить брак с женщиной за плату на определенный срок».

Таким образом, дозволенность временного брака являлось облегчением как для не утвердившихся, так и для глубоко верующих мусульман, шагом на пути установления полноценной брачной жизни, в которой реализуются все цели супружества: целомудренность, стабильность, воспроизводство, любовь, милосердие и расширение родственного круга путем брака.

Так же как Коран применил поэтапный метод в запрещении опьяняющих напитков и ростовщичества, господствующие в эпоху Джахилийи, так и Пророк (мир ему и благословение) следовал поэтапному методу в запрете внебрачных половых отношений. В крайних обстоятельствах он разрешил временные браки, затем он запрещает этот вид брака. Как передает об этом Али и группа сподвижников. Так в хадисе, который приводит Муслим от Сибрат Аль-Джиханий, говорится, что «он был в военном походе вместе с пророком (мир ему и благословение) при завоевании Мекки. И пророк разрешил им временные браки». Далее он говорит, что «Пророк не покинул Мекку, как уже запретил временный брак». В другой версии хадиса: «И Аллах запретил временный брак до Судного дня».

Но является ли этот запрет равносильным абсолютному запрету брака с матерьми, дочками? Или он равносилен запрету употреблять в пищу мертвечину, кровь и свинину, и снимается при крайних обстоятельствах и перед опасностью совершения распутства?

Большинство сподвижников считает, что после того как шариат окончательно сложился этот запрет абсолютен и не имеет исключений. Ибн Аббас разошелся с ними во мнении, считая, что временный брак дозволяется при крайних обстоятельствах. Когда Ибн Аббаса спросили о временном браке, он разрешил его при крайних обстоятельствах и малого числа женщин. Но когда Ибн Аббасу стало ясно, что люди применяют его фатву свободно и не ограничиваются рамками крайней необходимости, он отказался от своего мнения.

Шейх Юсуф Карадави

Источник