Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр3.53
Шурук5.41
Зухр13.01
» Аср17.56
Магриб20.13
Иша21.53
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Сон — канал связи и приема информации (О снах вообще и о вещем сне в частности)

В состоянии сна проходит значительная (немалая) часть человеческой жизни. Сон — это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что метафизично. В Священном Коране о сне говорится в более чем девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь видел сегодня ночью сон?»[1] Некоторые ученые говорили: «Вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека».

Однако порой люди излишне много внимания уделяют «жизни во сне». Попробуем с вами понять и представить границы рациональности. Постараемся понять, что есть «семя» в этой области жизни, а что — «шелуха».

Начнем с того, что все сотворенное Создателем — это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество, как вокруг, так и внутри нас, как в микро-, так и в макромирах. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно и важные, ценные знамения. Среди них есть и сон: «И из знамений Его [Творца] — сон ваш ночью или же днем» (Св. Коран, 30:23).

Что есть сон, в свете Священного Писания? — спросите вы. Это знамение, указывающее на существование Творца, как мы уже упомянули. А также одна из форм проявления милости Господа: «Он [Аллах] тот, Кто сделал для вас… сон покоем [временем приостановки дел и отдыхом для ваших тел] » (См., Св. Коран, 25:47 и 78:9). Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (См., например, Св. Коран, 37:102, 8:43, 48:27). А после завершения миссии последнего Пророка — стал источником вдохновения, воодушевления. Тем, через что может поступить предупреждение, а порой и устрашение (см. далее). Сон — это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось и может быть низведено божественное наказание (См., Св. Коран, 7:97 и 68:19).

Сон. А что говорил о нем последний Посланник Творца? «От пророчества[2] ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников» — говорил Пророк Мухаммад.[3] То есть со смертью последнего пророка и посланника все виды пророческих откровений уходят в прошлое. Остается только небольшой информационный канал — хороший сон.[4] Любой ли может видеть вещий, предположительно правдивый, сон? «Покорные Творцу благочестивые, благонравные люди[5], которые наиболее правдивы в словах своих».[6] Какой сон явно правдив? Ну, например: «Кто увидит меня, тот истинно увидел меня.[7] Сатана не может принять мой облик», — говорилось устами Пророка Мухаммада.[8] Связаны ли вещие сны с Концом Света? «Ближе к Концу Света вещие сны истинно верующих будут все более и более правдивыми».[9] В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон? «Наиболее правдивые сны — во время зари [прямо перед совершением утренней молитвы, прямо перед тем, как человек проснется на утреннюю молитву]».[10]

Как воспринимать, как определять? Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Вещий сон — от Бога.[11] [Пустые бессмысленные] сновидения — от Сатаны. Если увидит человек что-то хорошее и желанное, то пусть возблагодарит Всевышнего и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит, уважает. А если увидит что-то порицаемое нежеланное, то пусть скажет: «А’узу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиими ва мин шаррихь» (Ищу убежища у Аллаха от Сатаны и зла его), и сплюнет[12] трижды через левое плечо.[13] Пусть никому об этом не рассказывает. [Поступившему так, ] этот плохой сон никогда не принесет зла».[14] Услышав этот хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор. Теперь же я не обращаю на них никакого внимания».[15]

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: речь души (то есть впечатления человека, результат его мысли, аналитики); устрашение Сатаны и предвнесение им печали и скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, печали), и вещий сон, являющийся благой вестью[16] от Господа».[17]

Комментарии Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) относительно некоторых снов:

— Однажды к Пророку пришел мужчина и попросил прокомментировать сон, в котором он увидел себя с отрубленной головою. Пророк засмеялся и ответил: «Если Сатана играет кем-либо из вас во сне, то никому об этом не рассказывайте».[18]

— Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Я видел — как любой спящий — как мы с вами собрались в доме ‘Утбы, и нам принесли финики. Я растолковал этот сон как предвестие значительного блага для нас в жизни мирской и вечной».[19]

— Одна женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка забил источник. Она спросила об этом Пророка, и он ответил: «Это говорит о том, что у него пойдут дела».[20]

— Пророка спросили однажды о Вараке[21], родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до того, как распространилась весть о тебе, как Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая».[22]

Со снами, особенно правдивыми и вещими, нужно быть внимательнее, аккуратнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Вещий сон истинно верующего — это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не предадут ему определенную практическую форму]. Когда расскажут, тогда и упадет на землю [когда предадут ему форму, тогда и начнет он свое проявление в жизни]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [вещий сон], кроме как любимому, уважаемому вами человеку [который растолкует только в хорошую и наилучшую сторону], или тому, кто умен и умел, чтобы правильно растолковать».[23]

Что касается грехов, связанных со сном, то в хадисах упоминается значительная греховность лжи при рассказе снов, когда человек рассказывает как сон то, что он на самом деле не видел.[24]

Сон для пророков и посланников был источников одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего, сон — это больше отдых, нежели источник вдохновения. Порой до ста процентов всего того, что видит человек во сне на протяжении жизни — это результат его размышлений, переживаний, мусор впечатлений или сатанинские нашептывания и устрашения. То, что от Бога, мы не перепутаем. Когда оно придет, мы не будем утруждать себя поисками в хламе сновидений. Увиденное будет пред нами, когда мы проснемся, как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание к сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание его убежать от действительности этой жизни.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос. Можно ли толковать сны?

Ответ. Канонически это позволительно и допустимо (машру’).[25] Ключ к разгадке порой находится в самом сне, а порой в жизни и деятельности увидевшего правдивый сон.

Вопрос. Если кто-то увидел в вещем сне самого Пророка Мухаммада, как это может быть протрактовано?

Ответ. В случае, когда человек увидел во сне Пророка Мухаммада, можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, упомянутых ранее, что Сатана не может принять облик Пророка Мухаммада. А как человек может определить кого именно он видел? — спросите вы. Ответ: «Если вы увидите во сне последнего Посланника Господа, то вы увидите это явно и четко. А проснувшись, вы без единого сомнения будете знать об этом».[26]

‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Видение Пророка Мухаммада во сне в хорошем виде и хорошем настроении указывает на плодородие, изобилие дождей, благ, распространение веры и религиозности, проявление большей милости Всевышнего Творца. В противном случае — возможное появление смут, сложностей в вопросах веры и религиозности».[27] Многие богословы, среди которых был и имам ан-Навави, говорили: «Если человек увидел Пророка Мухаммада во здравие и обрадованным, то это говорит о хорошей вере и набожности увидевшего. А когда — суровым, сердитым или хворающим, с какими-то пороками, то это говорит о слабости веры увидевшего такой сон, о наличии в его сути пороков и недостатков. Образ Пророка во сне — это как полное света (нура) зеркало. Спящий видит в нем настоящее положение дел своего нутра, видит свою суть, недостатки, погрешности».[28]

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа последователей последнего Пророка и Посланника, — комментировали богословы. И есть: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть явно, правдоподобно и натурально.[29]

Вопрос. Что значит видеть во сне себя одетым?

Ответ. Степень одетости указывает на степень религиозности. Пророк повествует: «Я видел сон. Немалое количество людей в рубахах. На некоторых из них рубахи были столь коротки, что едва прикрывали верхнюю часть груди. Были и более короткие. И вдруг проходит ‘Умар. На нем рубаха настолько длинная, что она волочится по земле». Сподвижники воскликнули: «А как это понять, о чем это говорит?» Посланник Всевышнего ответил: «Религиозность».[30]

Ученые на основе этого хадиса сказали: «Рубаха (одежда) во сне указывает на религиозность. Если она такая длинная, что волочится за человеком, то это говорит о том, что он оставит после себя хороший след и наследие, которые будут полезны людям».[31]

Вопрос. Что обозначает видеть во сне молоко?

Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) однажды увидел во сне, как ему подали кувшин с молоком. Он попил из него и оставшуюся часть дал ‘Умару. Люди спросили: «Как ты понимаешь этот сон?» Пророк отвел: «Знания».

Ученые сказали: «Молоко указывает на знания по той причине, что обе эти вещи очень полезны. Молоко — это то, что сопровождает человека с самого его рождения, укрепляет его и способствует росту. Польза знаний тоже велика, как для мирского существования человека, так и блага его в вечности.[32]


[1] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]: В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993, т. 2, с. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 662, хадис № 2299.

[2] Именно пророчество. Так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам раскрывалось сокровенное, скрытое, неведомое, ожидающее людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих. Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Всевышнему людей. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972, т. 20, с. 12. Подробнее читайте далее.

[3] Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991, т. 2, с. 519, хадис № 4606. См. также ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 657, хадис № 2277.

[4] Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон набожного благонравственного человека — это одна сорок шестая часть пророчества». Ученые комментировали: «Под словосочетанием «хороший сон» возможно подразумевается благо, доброта, радость самого сна, а возможно и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему; под словом «человек», а если быть точнее по тексту хадиса, то «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то напротив — мужчины не подразумеваются. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 8; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 15 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990 (1991), т. 14, с. 385, 387; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 519, хадис № 4608.

[5] Проникновение в сердце, сознание и душу набожного и религиозно практичного человека наиболее сложно для Сатаны. Поэтому правдивость вещих снов у праведников велика. В то же время, правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе божественное начало. У явных грешников, людей далеких от Бога и религиозной практики или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но — говорили ученые-богословы — не исключена. См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 8, 15; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 386, 408; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000, т. 1, с. 572, комментарий к хадису № 839.

[6] Хадис от ‘Ата ибн Ясара, св. х. имама Малика. См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990, с. 728, хадис № 1783; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275.

[7] Некоторые ученые говорили: «Хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует, не мешает этому». Имам аль-Газали дал в свое время интересное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать — «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ Пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога, и однозначно не от Сатаны. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 416.

[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 18-20; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 410, 411, хадисы 6993, 6994, 6996, 6997; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2281; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

[9] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 987, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275, 2296.

[10] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2279.

[11] Например, сон пророка Юсуфа (Иосифа) в детстве, когда он увидел одиннадцать звезд, Солнце и Луну поклоняющимися ему (См., Св. Коран, 12:4). На тот момент будущему пророку было всего двенадцать лет. Суть сна раскрылась в полной мере по некоторым предположениям через сорок лет, а по другим — через восемьдесят. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 13.

[12] «Сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюною. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Сатаны и удаление от себя сатанинской скверны (сатанинского влияния). См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 10, 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 396; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 573, хадис № 842.

[13] В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершить два ракяата дополнительной молитвы. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 661, хадис № 2296.

[14] Хадис от Абу Катады, св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 10; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 393, 394, хадисы № 6984, 6985; Имам Малик. Аль-муватто. С. 729, хадис № 1784. В св. х. Муслима добавляется: «…и пусть поменяет положение тела». См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 987, глава № 32, хадис № 1; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 519, хадис № 4613. См. также ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2282; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 573, хадис № 841.

[15] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 987, глава № 32, хадис № 1.

[16] Также вещий сон может быть божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 12; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 572, комментарий к хадису № 838.

[17] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 519, 520, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого Пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275.

[18] Хадис от Джабира, св. х. Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 989, хадис № 9; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 520, хадис № 4616.

[19] Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 520, хадис № 4617.

[20] Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 521, хадис № 4620.

[21] Варака ибн Навфаль. Был очень набожным и религиознограмотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада был христианином. Читал Библию на иврите и занимался переписью ее на арабский язык. Является одним из первых, кто узнал о начале божественных откровений и подтвердил истинность их. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 7.

[22] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2293.

[23] Хадис от ‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 659, хадис № 2283, 2284; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 573, комментарий к хадису № 841.

[24] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 574, хадис № 844.

[25] См.: Священный Коран, 12:100, 101; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 13.

[26] Так говорил имам ан-Навави. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 19.

[27] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 18.

[28] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14, с. 415.

[29] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 18; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14, с. 410, хадисы № 6993, 6994, также с. 414; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 988, глава № 32, хадис № 7.

[30] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2290.

[31] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 1052, глава № 33, хадис № 114.

[32] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари. Т. 2, с. 35, 37; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 1052, хадисы № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2289.

Шамиль Аляутдинов — заместитель муфтия
Духовного управления мусульман Европейской части России,
имам-хатыб мечети на Поклонной Горе г. Москвы.

Оригинал текста на www.umma.ru.