Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.02
Шурук5.50
Зухр13.15
Аср17.49
Магриб20.02
Иша21.50
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

Сон — канал связи и приема информации (О снах вообще и о вещем сне в частности)

В состоянии сна проходит значительная (немалая) часть человеческой жизни. Сон — это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что метафизично. В Священном Коране о сне говорится в более чем девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь видел сегодня ночью сон?»[1] Некоторые ученые говорили: «Вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека».

Однако порой люди излишне много внимания уделяют «жизни во сне». Попробуем с вами понять и представить границы рациональности. Постараемся понять, что есть «семя» в этой области жизни, а что — «шелуха».

Начнем с того, что все сотворенное Создателем — это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество, как вокруг, так и внутри нас, как в микро-, так и в макромирах. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно и важные, ценные знамения. Среди них есть и сон: «И из знамений Его [Творца] — сон ваш ночью или же днем» (Св. Коран, 30:23).

Что есть сон, в свете Священного Писания? — спросите вы. Это знамение, указывающее на существование Творца, как мы уже упомянули. А также одна из форм проявления милости Господа: «Он [Аллах] тот, Кто сделал для вас… сон покоем [временем приостановки дел и отдыхом для ваших тел] » (См., Св. Коран, 25:47 и 78:9). Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (См., например, Св. Коран, 37:102, 8:43, 48:27). А после завершения миссии последнего Пророка — стал источником вдохновения, воодушевления. Тем, через что может поступить предупреждение, а порой и устрашение (см. далее). Сон — это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось и может быть низведено божественное наказание (См., Св. Коран, 7:97 и 68:19).

Сон. А что говорил о нем последний Посланник Творца? «От пророчества[2] ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников» — говорил Пророк Мухаммад.[3] То есть со смертью последнего пророка и посланника все виды пророческих откровений уходят в прошлое. Остается только небольшой информационный канал — хороший сон.[4] Любой ли может видеть вещий, предположительно правдивый, сон? «Покорные Творцу благочестивые, благонравные люди[5], которые наиболее правдивы в словах своих».[6] Какой сон явно правдив? Ну, например: «Кто увидит меня, тот истинно увидел меня.[7] Сатана не может принять мой облик», — говорилось устами Пророка Мухаммада.[8] Связаны ли вещие сны с Концом Света? «Ближе к Концу Света вещие сны истинно верующих будут все более и более правдивыми».[9] В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон? «Наиболее правдивые сны — во время зари [прямо перед совершением утренней молитвы, прямо перед тем, как человек проснется на утреннюю молитву]».[10]

Как воспринимать, как определять? Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Вещий сон — от Бога.[11] [Пустые бессмысленные] сновидения — от Сатаны. Если увидит человек что-то хорошее и желанное, то пусть возблагодарит Всевышнего и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит, уважает. А если увидит что-то порицаемое нежеланное, то пусть скажет: «А’узу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиими ва мин шаррихь» (Ищу убежища у Аллаха от Сатаны и зла его), и сплюнет[12] трижды через левое плечо.[13] Пусть никому об этом не рассказывает. [Поступившему так, ] этот плохой сон никогда не принесет зла».[14] Услышав этот хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор. Теперь же я не обращаю на них никакого внимания».[15]

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: речь души (то есть впечатления человека, результат его мысли, аналитики); устрашение Сатаны и предвнесение им печали и скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, печали), и вещий сон, являющийся благой вестью[16] от Господа».[17]

Комментарии Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) относительно некоторых снов:

— Однажды к Пророку пришел мужчина и попросил прокомментировать сон, в котором он увидел себя с отрубленной головою. Пророк засмеялся и ответил: «Если Сатана играет кем-либо из вас во сне, то никому об этом не рассказывайте».[18]

— Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Я видел — как любой спящий — как мы с вами собрались в доме ‘Утбы, и нам принесли финики. Я растолковал этот сон как предвестие значительного блага для нас в жизни мирской и вечной».[19]

— Одна женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка забил источник. Она спросила об этом Пророка, и он ответил: «Это говорит о том, что у него пойдут дела».[20]

— Пророка спросили однажды о Вараке[21], родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до того, как распространилась весть о тебе, как Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая».[22]

Со снами, особенно правдивыми и вещими, нужно быть внимательнее, аккуратнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Вещий сон истинно верующего — это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не предадут ему определенную практическую форму]. Когда расскажут, тогда и упадет на землю [когда предадут ему форму, тогда и начнет он свое проявление в жизни]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [вещий сон], кроме как любимому, уважаемому вами человеку [который растолкует только в хорошую и наилучшую сторону], или тому, кто умен и умел, чтобы правильно растолковать».[23]

Что касается грехов, связанных со сном, то в хадисах упоминается значительная греховность лжи при рассказе снов, когда человек рассказывает как сон то, что он на самом деле не видел.[24]

Сон для пророков и посланников был источников одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего, сон — это больше отдых, нежели источник вдохновения. Порой до ста процентов всего того, что видит человек во сне на протяжении жизни — это результат его размышлений, переживаний, мусор впечатлений или сатанинские нашептывания и устрашения. То, что от Бога, мы не перепутаем. Когда оно придет, мы не будем утруждать себя поисками в хламе сновидений. Увиденное будет пред нами, когда мы проснемся, как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание к сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание его убежать от действительности этой жизни.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос. Можно ли толковать сны?

Ответ. Канонически это позволительно и допустимо (машру’).[25] Ключ к разгадке порой находится в самом сне, а порой в жизни и деятельности увидевшего правдивый сон.

Вопрос. Если кто-то увидел в вещем сне самого Пророка Мухаммада, как это может быть протрактовано?

Ответ. В случае, когда человек увидел во сне Пророка Мухаммада, можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, упомянутых ранее, что Сатана не может принять облик Пророка Мухаммада. А как человек может определить кого именно он видел? — спросите вы. Ответ: «Если вы увидите во сне последнего Посланника Господа, то вы увидите это явно и четко. А проснувшись, вы без единого сомнения будете знать об этом».[26]

‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Видение Пророка Мухаммада во сне в хорошем виде и хорошем настроении указывает на плодородие, изобилие дождей, благ, распространение веры и религиозности, проявление большей милости Всевышнего Творца. В противном случае — возможное появление смут, сложностей в вопросах веры и религиозности».[27] Многие богословы, среди которых был и имам ан-Навави, говорили: «Если человек увидел Пророка Мухаммада во здравие и обрадованным, то это говорит о хорошей вере и набожности увидевшего. А когда — суровым, сердитым или хворающим, с какими-то пороками, то это говорит о слабости веры увидевшего такой сон, о наличии в его сути пороков и недостатков. Образ Пророка во сне — это как полное света (нура) зеркало. Спящий видит в нем настоящее положение дел своего нутра, видит свою суть, недостатки, погрешности».[28]

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа последователей последнего Пророка и Посланника, — комментировали богословы. И есть: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть явно, правдоподобно и натурально.[29]

Вопрос. Что значит видеть во сне себя одетым?

Ответ. Степень одетости указывает на степень религиозности. Пророк повествует: «Я видел сон. Немалое количество людей в рубахах. На некоторых из них рубахи были столь коротки, что едва прикрывали верхнюю часть груди. Были и более короткие. И вдруг проходит ‘Умар. На нем рубаха настолько длинная, что она волочится по земле». Сподвижники воскликнули: «А как это понять, о чем это говорит?» Посланник Всевышнего ответил: «Религиозность».[30]

Ученые на основе этого хадиса сказали: «Рубаха (одежда) во сне указывает на религиозность. Если она такая длинная, что волочится за человеком, то это говорит о том, что он оставит после себя хороший след и наследие, которые будут полезны людям».[31]

Вопрос. Что обозначает видеть во сне молоко?

Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) однажды увидел во сне, как ему подали кувшин с молоком. Он попил из него и оставшуюся часть дал ‘Умару. Люди спросили: «Как ты понимаешь этот сон?» Пророк отвел: «Знания».

Ученые сказали: «Молоко указывает на знания по той причине, что обе эти вещи очень полезны. Молоко — это то, что сопровождает человека с самого его рождения, укрепляет его и способствует росту. Польза знаний тоже велика, как для мирского существования человека, так и блага его в вечности.[32]


[1] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]: В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993, т. 2, с. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 662, хадис № 2299.

[2] Именно пророчество. Так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам раскрывалось сокровенное, скрытое, неведомое, ожидающее людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих. Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Всевышнему людей. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972, т. 20, с. 12. Подробнее читайте далее.

[3] Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991, т. 2, с. 519, хадис № 4606. См. также ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 657, хадис № 2277.

[4] Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон набожного благонравственного человека — это одна сорок шестая часть пророчества». Ученые комментировали: «Под словосочетанием «хороший сон» возможно подразумевается благо, доброта, радость самого сна, а возможно и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему; под словом «человек», а если быть точнее по тексту хадиса, то «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то напротив — мужчины не подразумеваются. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 8; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 15 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990 (1991), т. 14, с. 385, 387; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 519, хадис № 4608.

[5] Проникновение в сердце, сознание и душу набожного и религиозно практичного человека наиболее сложно для Сатаны. Поэтому правдивость вещих снов у праведников велика. В то же время, правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе божественное начало. У явных грешников, людей далеких от Бога и религиозной практики или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но — говорили ученые-богословы — не исключена. См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 8, 15; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 386, 408; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000, т. 1, с. 572, комментарий к хадису № 839.

[6] Хадис от ‘Ата ибн Ясара, св. х. имама Малика. См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990, с. 728, хадис № 1783; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275.

[7] Некоторые ученые говорили: «Хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует, не мешает этому». Имам аль-Газали дал в свое время интересное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать — «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ Пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога, и однозначно не от Сатаны. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 416.

[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 18-20; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 410, 411, хадисы 6993, 6994, 6996, 6997; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2281; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

[9] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 987, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275, 2296.

[10] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2279.

[11] Например, сон пророка Юсуфа (Иосифа) в детстве, когда он увидел одиннадцать звезд, Солнце и Луну поклоняющимися ему (См., Св. Коран, 12:4). На тот момент будущему пророку было всего двенадцать лет. Суть сна раскрылась в полной мере по некоторым предположениям через сорок лет, а по другим — через восемьдесят. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 13.

[12] «Сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюною. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Сатаны и удаление от себя сатанинской скверны (сатанинского влияния). См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 10, 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 396; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 573, хадис № 842.

[13] В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершить два ракяата дополнительной молитвы. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 661, хадис № 2296.

[14] Хадис от Абу Катады, св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 10; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, т. 14, с. 393, 394, хадисы № 6984, 6985; Имам Малик. Аль-муватто. С. 729, хадис № 1784. В св. х. Муслима добавляется: «…и пусть поменяет положение тела». См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 987, глава № 32, хадис № 1; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 519, хадис № 4613. См. также ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2282; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 573, хадис № 841.

[15] См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 987, глава № 32, хадис № 1.

[16] Также вещий сон может быть божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 12; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 572, комментарий к хадису № 838.

[17] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 519, 520, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого Пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275.

[18] Хадис от Джабира, св. х. Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 989, хадис № 9; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 520, хадис № 4616.

[19] Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 520, хадис № 4617.

[20] Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2, с. 521, хадис № 4620.

[21] Варака ибн Навфаль. Был очень набожным и религиознограмотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада был христианином. Читал Библию на иврите и занимался переписью ее на арабский язык. Является одним из первых, кто узнал о начале божественных откровений и подтвердил истинность их. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 7.

[22] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2293.

[23] Хадис от ‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 659, хадис № 2283, 2284; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 573, комментарий к хадису № 841.

[24] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 574, хадис № 844.

[25] См.: Священный Коран, 12:100, 101; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 13.

[26] Так говорил имам ан-Навави. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 19.

[27] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 18.

[28] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14, с. 415.

[29] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 18; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14, с. 410, хадисы № 6993, 6994, также с. 414; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 988, глава № 32, хадис № 7.

[30] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2290.

[31] См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 1052, глава № 33, хадис № 114.

[32] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари. Т. 2, с. 35, 37; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2, с. 1052, хадисы № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2289.

Шамиль Аляутдинов — заместитель муфтия
Духовного управления мусульман Европейской части России,
имам-хатыб мечети на Поклонной Горе г. Москвы.

Оригинал текста на www.umma.ru.