Потерянный Дербент | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр4.25
Шурук6.07
Зухр12.59
Аср17.41
Магриб19.48
Иша21.28
(г. Саратов)
на месяц

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

Потерянный Дербент

Руслан Курбанов

Дербент, фактически, потерян для мусульманской уммы России. Город, с которого началась история ислама на всей современной территории российского государства, пребывает в невероятном культурном, информационном и историческом забвении. На самом деле, для мусульман России Дербент является намного большим, нежели самым древним городом нашей страны, которому исполнилось уже более 5000 лет. Для мусульман России Дербент — это символ, это колыбель российского ислама, первый город, с которого началось распространение ислама на землях, ставших потом неотъемлемой частью российского государства.

Любая другая страна, находись на ее территории этот город, превратила бы его в золотое дно. Ведь здесь есть все, что нужно для создания сказочно привлекательного туристического брэнда: лазурное море, лесистые горы, чистый воздух и самое главное — невероятно притягательное историческое наследие, памятники и архитектура.

Чего стоят дербентская цитадель Нарын¬кала, признанная ЮНЕСКО памятником мирового значения, древнейшая мечеть на территории России и могилы сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему), донесших ислам до земель Кавказа еще в 642 году, то есть за 346 лет до крещения Руси.

Кроме того, в Дербенте за прошедшие тысячелетия тесно переплелись судьбы сотен народов, мусульман суннитов и шиитов, православных христиан и христиан армяно¬григорианского толка. И при этом, несмотря на всю этническую и религиозную пестроту, Дербент всегда был самым стабильным и дружным городом Северного Кавказа.

Я даже не говорю о городских властях — сама республика могла использовать потенциал этого города не только в развитии туристической инфраструктуры, но и фактически в качестве исторических ворот в исламский мир. Это просто непостижимый для сознания факт, что данный культурно¬дипломатический потенциал Дербента, который для арабского мира является самым узнаваемым символом Дагестана, никак не используется ни городскими, ни республиканскими, ни духовными властями.

Сегодня даже такие исторически более далекие от арабского и исламского мира регионы, как Чечня и Татарстан, используют все свои возможности для того, чтобы расширить контакты и взаимовыгодное сотрудничество с исламским миром. Тот же Рамзан Кадыров своими широкими контактами на Востоке и постоянным приемом в Грозном международных делегаций продемонстрировал, что потенциал исламского мира можно и нужно использовать в укреплении политических позиций на международной и внутренней арене.

Более того, политика чеченского руководства подстегнула активизацию шагов в исламском направлении властей других республик Северного Кавказа и даже Поволжья, где эта тема развивается и сама по себе. Лидеры мусульманских регионов Поволжья последнее время серьезно обозначились на этом поле. Башкирский руководитель лично выступил в Москве на конференции по сближению с исламским миром. А Казань устами и действиями своих высших чиновников обозначилась в минувшем году не только как «Третья столица», но и как «Исламская столица России».

Это при том, что не Казань и даже не Грозный по своему культурному и историческому потенциалу не могут тягаться с Дербентом за титул «Исламской столицы России». Но, увы, весь этот потенциал Дербента сегодня не востребован в республике. Не говоря уже о том, что сегодня в этом городе со все более пугающей частотой и ожесточенностью происходят столкновения на религиозной почве, нападения на сотрудников правоохранительных органов, убийства и диверсии. Город-символ фактически превратился в город утерянных возможностей и утраченного потенциала…

www.gazeta-nv.ru