» Халяль как индустрия, мода и образ жизни 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

 

Расписание намазов

Фаджр4.30
Шурук6.11
Зухр13.03
Аср17.32
Магриб19.45
Иша21.25
(г. Саратов)
на месяц

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Халяль как индустрия, мода и образ жизни

В Саратове наблюдается рост числа мусульманских специализированных магазинов с женской одеждой и продуктами питания «халяль». Несколько месяцев назад в аптеках города появились даже фармацевтические халяль-препараты. Исследовать это новое для саратовского рынка явление отправился наш корреспондент.

«Халяль» в переводе с арабского — «дозволенное, разрешённое». Этот термин означает соответствие чего-либо нормам ислама и разрешённость для людей, его исповедующих. Может относиться практически к любой сфере человеческой жизни — к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом.

«Халяль» — это курорты с раздельным пребыванием мужчин и женщин, финансовые операции, не допускающие ростовщичества, медикаменты, не содержащие опасные для здоровья человека составляющие. Дозволенным для мусульман при желании могут пользоваться и немусульмане.

Главное — сертификат, а не вера

Зимой в сети саратовских аптек «Эфедра» появились фармацевтические халяль-препараты, произведённые на основе масла из семян чёрного тмина. Сотрудник аптеки сообщила, что они уже пользуются спросом у населения. «По результатам недавних проверок среди халяль-препаратов брака найдено не было, в отличие от других лекарств», — добавила моя собеседница.

Несколько месяцев назад в Саратове начались халяль-фитнес-тренировки. Для них был арендован спортивный зал, где в отсутствие мужчин девушки вместе с тренером (женщиной) работают над своей фигурой.

Саратовские бизнесмены, занятые продвижением халяль-услуг и халяль-продукции, убеждали меня, что рынок начинает увеличиваться только вслед за ростом спроса, обеспеченного ростом численности мусульманского населения. Эта тенденция наблюдается сейчас и за рубежом, и в России. В десятках городов страны (в их числе Москва, Нижний Новгород, Казань и другие) быстро развивается халяль-индустрия. Саратов пока скорее только пытается догнать лидеров позиции. Но и к отстающим причислять его было бы несправедливо.

Ежегодно в Куала-Лумпуре (Малайзия) проводится международный форум WHF (Всемирный халяль-форум). Он собирает более тысячи представителей бизнес-кругов, правительственных органов, религиозных организаций. Два года назад в работе форума приняли участие и российские бизнесмены, представляющие банковское сообщество, фармацевтику, оптовую торговлю. По приглашению организаторов форум посетила и делегация Духовного управления мусульман Поволжья во главе с сопредседателем Совета муфтиев России Мукаддасом Бибарсовым.

Интересно, что большинство бизнесменов, приехавших на форум, не мусульмане. Это означает, что рынок халяль-индустрии открыт, и любой человек, независимо от вероисповедования, может выйти на него, получив сертификат стандартизации «халяль».

Большинство покупателей об исламе не задумываются

В Саратове спросом пользуются в основном мясные изделия, которые делают из парного мяса. В специализированные магазины халяль-продукции мясо в основном поставляют из татарского села Средняя Елюзань (Пензенская область), где работает несколько мясоперерабатывающих цехов, а также из Уфы, Самары и Саранска.

Один из таких магазинов в Саратове появился семь месяцев назад по инициативе студента четвёртого курса экономического университета Марата Асяева. Он рассказывает, что его товары пользуются спросом. При этом с удовольствием подчёркивает, что большинство покупателей (около 70 процентов) не являются представителями ислама.

«У нас 20–25 наименований полуфабрикатов, а также выпечка, за процессом изготовления которой может наблюдать каждый посетитель», — говорит Марат Асяев. — Правда, из-за того что продукты готовятся без каких-либо химических добавок, красителей и прочих суррогатов, производство становится затратным, поэтому цены в халяль-магазинах почти вдвое выше средних по городу».

«Мясо везде продают сами знаете какое, а здесь натуральное. Я покупаю здесь мясную выпечку, она всегда свежая», — говорит сотрудница близлежащего банка.

Недавно в магазине начали продавать тестер, который позволяет определить наличие свинины в любом продукте. Говорят, что он изготовлен с помощью нанотехнологий, а в дальнейших планах разработчиков — изготовить тестеры, определяющие другие нехаляльные составляющие продуктов питания. Так что мусульманское внимание к безвредным продуктам начинает проявляться и в научном рынке.

Помимо магазинов уже больше года в Саратове на проспекте Кирова действует кафе быстрого питания, где в продаже исключительно халяльная пища и — никакого алкоголя.

По словам представителя компании «Рус Халал Консалтинг» Азамата Исмаилова, есть острая необходимость в создании специализированных халяль-магазинов, спрос на их товары быстро растёт:

«Если говорить о бизнесе, то для развития новой концепции нужны и фирменные магазины, и отделы в крупных сетевых магазинах: «Лента», «Пятёрочка», «Реал» и др. Первые нужны для продвижения новой продукции, а вторые приносят основной доход. Число мусульман в мире очень большое (1,5 миллиарда человек), и в ближайшие годы этот рынок будет бурно развиваться. А в Саратове будет так же, как и везде. В нашем городе мусульмане составляют 20 процентов населения. Игнорировать такое число потребителей с точки зрения маркетинга нецелесообразно для предпринимателей. Халяль-магазины перспективны, и это тоже является причиной развития халяль-индустрии. У немусульман есть потребности, которые совпадают с мусульманскими. Если мы сможем убедить, что умеем поставлять хорошее мясо, то получим большой интересный рынок, так как у нас немаленький город, а купить в нём мясо хорошего качества довольно сложно».

Модницы предпочитают искать наряды сами

Одеваясь в соответствии с исламской традицией, мусульманки стараются выдерживать стиль и красоту своих нарядов. Несколько лет назад саратовским девушкам было непросто найти соответствующую религиозным нормам одежду. Тем более кому-то нравится спортивный стиль, а кто-то предпочитает деловой. В женском гардеробе всегда нужна удобная повседневная и, конечно же, праздничная одежда. Одни заказывали её из-за границы, другие обращались к услугам портних, третьи специально ездили в Казань, Москву или Махачкалу, а некоторые за просторной одеждой предпочитали ходить в магазины для беременных.

«В обычных торговых центрах трудно подобрать себе одежду. Она либо короткая, либо прозрачная, либо обтягивающая. Выбора никакого, да ещё и дорого. Хотя многое зависит от модных тенденций. Например, в последнее время стали очень популярными сарафаны, поэтому в магазинах Саратова есть смысл их поискать», — говорит жительница города Нурия Рамазанова.

Два года назад в Саратове появился первый специализированный магазин с мусульманской женской одеждой. Но из-за скудного выбора и дороговизны он многих не устраивал. Торговля оказалась убыточной, и магазин прекратил своё существование. С июня прошлого года работает новый магазин недалеко от соборной мечети. Длинные юбки, туники, платки, сарафаны продаются по средним ценам. По словам продавца, одежда пользуется спросом не только у мусульманок: «Многие ездят отдыхать в арабские страны и для этого приобретают у нас платья более скромные, чем те, что они обычно носят».

Идея этого бизнеса пришла в голову хозяйке магазина, после того как она сама намучилась с поиском подходящей одежды. По той же причине в апреле нынешнего года другая предприимчивая девушка открыла отдел с женской одеждой в торговом центре «Времена года», где представлена одежда не только от известных производителей из Турции, Сирии, но и от модельного агентства Москвы.

При этом продавец, сама одетая по нормам исламской традиции, убеждает меня, что дорогую одежду они не возят, так как прибыль получают в основном на большом обороте. «В летний период девушка может одеться с ног до головы в среднем за две или две с половиной тысячи рублей, — приветливо рассказывает продавец. — К нам приходят и соблюдающие свои правила христианки, и те, кому просто нравится длинная одежда».

Кроме одежды, в обоих магазинах есть косметика, шампуни, гели для душа, жвачка, зубная паста и другие товары халяльного производства.

За дверями специализированного магазина мнения расходятся. Потенциальных саратовских покупательниц, оказывается, не удовлетворяет предлагаемый выбор «однотипной одежды», и они по-прежнему предпочитают либо заказывать одежду у портних, либо получать её из-за рубежа через интернет-магазины.

Все на общих основаниях

В администрации города Саратова об особенностях роста этого нового сегмента торговли нам рассказать не взялись. Исполняющая обязанности заместителя комитета по экономике Ирина Жарикова заявила, что «статистика роста специализированных национальных и религиозных магазинов не ведётся. Продуктовые халяль-магазины и торговые помещения с мусульманской одеждой открываются на общих основаниях предпринимательской деятельности, за которыми осуществляет контроль Роспотребнадзор».

Как показало наше исследование, магазины с мусульманской женской одеждой и продуктами питания «халяль» в Саратовской области не являются сетевыми. Каждая торговая точка работает автономно и принадлежит отдельному независимому предпринимателю. В Саратове мы насчитали всего три узкоспециализированных магазина с халяль-продукцией. А вот определить количество отделов с таким товаром на рынках и в других местах города не смогли даже с помощью руководителя пресс-службы Духовного управления мусульман Саратовской области Ахмеда Махметова, который утверждает лишь, что таких отделов множество — и не только в Саратове, но и во многих районах области.

Расим Заитов, Газета Недели в Саратове