М.Бибарсов: «Религиозные лидеры любых конфессий не могут быть толерантны к сожительству без обязательств и ответственности…» - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр7.18
Шурук9.02
Зухр13.15
Аср15.16
Магриб17.05
Иша18.45
(г. Саратов)
на месяц

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

М.Бибарсов: «Религиозные лидеры любых конфессий не могут быть толерантны к сожительству без обязательств и ответственности…»

В нашей стране Ислам является коренной религией. Это бесспорно. Исламское наследие многовековыми устоями вплетено в культуру России и составляет неотъемлемую часть прошлого, настоящего и будущего нашего государства в симфонии с Православием, другими религиями и культурными традициями российских народов. 

Источниками Ислама и мусульманского вероучения являются Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ. 

Мусульмане не ставят под сомнение высшую ценность, истинность и всеобщую пользу коранических и пророческих заветов. Безусловно признавая важность квалифицированной и экспертной дискуссии по любым вопросам, мусульмане России отстаивают суверенность и незыблемость Ислама, а также неприкосновенность мусульманских принципов от профанических исламофобских обвинений. Привилегией и правом разъяснения актуализированных заветов Ислама для мусульман России обладают только российские исламские ученые. Никто не может принуждать мусульман России к отказу от своих религиозных убеждений, как и мусульмане России, следуя прямому кораническому предписанию, никому не навязывают свою религию. 

В этой связи совершенно непонятны инсинуации по поводу религиозных рекомендаций для мусульман (фетва носит рекомендательный характер) относительно полигамных браков. 

Крепкая здоровая семья – это безусловное благо для человека и общества. Создание семьи и соединение в благочестивом союзе мужчины и женщины служат в Исламе удовлетворению важных потребностей супругов, в первую очередь духовных, психологических, эмоциональных и социальных. Физиологические нужды занимают своё место в системе семейных отношений, но не являются определяющей целью для создания семьи. Брак в Исламе способствует профилактике греховности, а именно распространения внебрачных отношений, которые приводят к унижению человеческого достоинства, обезличиванию человеческого рода, конфликтам, страданиям, появлению болезней и извращённых взглядов. 

Исторически полигамия имела место в подавляющем большинстве человеческих культурных сообществ. В частности, в Китае, древнееврейском обществе, Корее, Древнем Риме, Древней Руси, у многих коренных народов Америки, Африки и т.д. 

Возможность для мужчины состоять в нескольких брачных религиозных союзах – это исламский принцип, обозначенный в Священном Коране. В VII веке для последователей Ислама были установлены предписания, которые формализовали брачные отношения, поставили барьер прелюбодеяниям, ограничили распространённое многожёнство, определили правила, регулирующие семейные отношения. 

Издание фетвы было обусловлено именно проблемами многоженства, которые существуют сегодня в мусульманском сообществе России, поскольку имеют место предосудительные случаи заключения нескольких браков, которые носят тайный характер, не сопровождаются установлением родственных отношений между семьями супругов, официальным установлением отцовства над детьми, а также соблюдением прочих религиозных предписаний. Такие браки не обеспечивают права женщин и детей и ставят их в уязвимое положение. Семейные отношения в таких союзах сопровождаются конфликтами, характеризуются недолговечностью, частыми разводами и социальной незащищённостью детей в случае развода. 

Как верующие люди мы не можем оставаться безразличными к таким болезненным явлениям, которые есть как в мусульманской среде, так и в целом в обществе, и мы будем прилагать все усилия, чтобы стандарт счастливой многодетной семьи как пожизненный союз мужчины и женщины заместил и растворил тренды бездетности, бессмысленные аборты, беспорядочное сожительство, безответственные разводы и так далее. Религиозные лидеры любых конфессий не могут быть толерантны к распространению сожительства без обязательств и ответственности, которое сегодня оформляется нейтральным обозначением «гражданский брак». 

Другой объективной характеристикой текущего периода является широкое участие российских мужчин в военных действиях при защите государственных интересов. К сожалению, появляются вдовы и дети без отцов. Забота о них — это обязанность всего общества. В случае, если оставшиеся в одиночестве женщины мусульманки с детьми решат выйти замуж за благочестивых мусульман не первым браком, то важно, чтобы этот процесс сопровождался соблюдением базовых правил и этических норм мусульманского никаха. 

Посылы фетвы, выраженные в форме квалифицированных богословских заключений, направлены на мусульман, учитывают реалии российского общества, соответствуют культурному многообразию нашей страны, не противоречат российской правовой системе. И тем более количество полигамных браков никогда не было большим. 

Фетва о проблематике многоженства в России не содержит противоречий положениям семейного законодательства РФ, поскольку вопрос о регистрации религиозных браков в органах ЗАГС в данном заключении не ставится и не может ставиться, учитывая светский характер государства. В ней речь идет именно о религиозном урегулировании этих отношений. Тем более этот вопрос никак не затрагивает семейственность немусульман. 

А что сегодня мы видим? 

В информационном пространстве развиваются нападки на внутримусульманский богословский процесс. Оппоненты российского ислама своей агрессивной безапелляционностью стремятся к тому, чтобы российские мусульмане не приближались к осмыслению своей религии и оставались отрезанными от теологической рефлексии. Они прилагают усилия, чтобы мусульманская мысль зачахла и сгинула из пространства российской религиозной, культурной и интеллектуальной традиции. Но такой подход оппонирует не только российскому мусульманству, как неотъемлемой части российской нации. В первую очередь он угрожает сложной структуре самого российского общества… 

Противники культурного, национального и конфессионального многообразия России желают нивелировать фундаментальные принципы, которые выражены в преамбуле Конституции России. Мусульмане нашей страны в лице своих религиозных лидеров привержены этим конституционным принципам и вместе с признанием особой роли Православия и русского народа вносят созидательный вклад в наше общее единое будущее, претворяя заветы Всевышнего распространять вокруг себя мир и благо. 

Вместе с этим мы постоянно видим, как риторика религиозных деятелей вызывает агрессивную реакцию в секулярной среде. Попытка исламских теологов повлиять на решение проблем семьи внутри мусульманского сообщества вызвала организованные нападки, полные инсинуаций и угроз. В частности, аргументация о замещении правовой системы законами шариата и атака мусульманских теологов на конституционный строй (такая одиозная мысль высказывалась некоторыми спикерами исламофобии) не выдерживает объективного взгляда и направлена исключительно на социальное недовольство и провокацию ненависти к мусульманам. Исламские же богословы в свою очередь демонстрируют открытость для экспертной дискуссии и квалифицированных доводов. 

Убеждён также, что мусульманские религиозные деятели России высоко ценят труд своих учёных, прилагающих значительные усилия для решения проблем внутри сообщества российских мусульман. 

Со своей стороны я безусловно поддерживаю шейха Равиля хазрата Гайнутдина, который уже более тридцати лет последовательно и на высоком уровне служит российскому обществу и мусульманскому сообществу России, являя пример ответственного лидера государственного уровня, а также пример высокодуховного и благочестивого верующего. 

Глава Духовного управления мусульман Поволжья, член Совета муфтиев ДУМ Российской Федерации М. Бибарсов