Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
» Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы

IMG_2517Сегодня изучению таджвида в России уделяется значительно меньше внимания, нежели другим исламским дисциплинам. В стране существует кадровый дефицит специалистов по коранической науке, хотя для ее преподавания есть богатый научный опыт и современные цифровые технологии. Эти и другие актуальные вопросы 17 сентября в Саратове обсудили участники Всероссийской научно-практической конференции «Наука таджвид в РФ: история, реалии, перспективы».

Организатором форума выступил коранический центр «Зейд бин Сабит» при Духовном управлении мусульман Поволжья.

Для участия в конференции были приглашены ученые из Москвы и Казани, специалисты и практики из Башкортостана, Пензенской и Саратовской областей.

Высокое собрание открылось чтением аятов Священного Корана в исполнении воспитанника центра «Зейд бин Сабит», недавно завершившего заучивание всего текста Книги Аллаха. После этого с приветственным словом выступил сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов. Он отметил, что Коран не только является руководством для верующих, но и имеет важную духовную составляющую. «Чтение и слушание его аятов цементируют все доброе, что есть в человеке», — подчеркнул муфтий и поблагодарил всех, кто откликнулся на приглашение и приехал для участия в форуме.

Кроме этого участникам конференции было зачитано обращение главы Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ шейха Равиля-хазрата Гайнтудина и муфтия Республики Татарстан Камиля-хазрата Самигуллина. Свое аудиоприветствие направил и автор смыслового перевода Священного Корана на русский язык Эльмир Кулиев. «Порой мы недооцениваем значение таджвида в мусульманской культуре — это не просто правила, а эстетика Корана. Надеюсь, что вашими стараниями мусульмане России приблизятся к правильному прочтению Корана и пониманию глубинного смысла культуры мусульманских народов, сумеют выработать правильное отношение к ней», — пожелал Кулиев.

Об истории таджвида в России рассказала кандидат филологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Письменное наследие и археология» института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета Резеда Сафиуллина. Она подчеркнула, что развитие российского исламского образования было немыслимо без изучения этой коранической науки, ведь чтение и изучение Священной Книги было первостепенным среди мусульман. Кроме этого Резеда Рифовна привела имена известных российских татарских богословов и названия их трудов, в которых поднималась проблематика преподавания и изучения таджвида. Среди них Утыз-Имяни, Насыри, Курсави и др. Более того, Шигабутдин Марджани ввел специальные значки для казанского издания Корана для облегчения чтения Священного Писания по всем правилам. По словам Сафиуллиной, известные российские ученые не ставили под сомнение необходимость изучения таджвида, напротив, считали чтение Книги Аллаха с ошибками грехом, а нежелание изучать эту науку чуть ли не вероотступничеством.

Об опыте преподавания лингвистических основ науки таджвида в Московском государственном университете им. М.Г. Ломоносова с собравшимися поделилась доцент кафедры арабской филологии Института стран Африки и Азии Гюльчара Аганина. В своем выступлении она напомнила, что в ходе научного изучения арабской лингвистики были сделаны следующие выводы: таджвид является строго регламентированной системой орфоэпической нормы рецитации Корана, она единая, не знающая территориального варьирования и не подвергающая вторичным изменениям. При этом таджвид не стоит на месте, и его можно объяснять через термины современной науки.

Профессор Саратовского государственного университета им.Н.Г. Чернышевского Олег Шимельфениг уже долгое время занимается религиозной философией. В ходе конференции он рассказал о своем опыте изучения Божественных откровений. В частности, профессор пришел к выводу, что в Священных Писаниях прописана та картина мира, которую пытался построить с помощью науки и ее инструментов. При этом ключевым фактором в ней является сознание.

Может ли незнание таджвида влиять на правильное понимание Корана? Ответ на этот вопрос в своем докладе озвучил аспирант кафедры «Теология и религиоведение» СГУ Али Муратов. Приводя примеры, он подчеркнул, что правила таджвида позволяют избежать ошибок при чтении, от которых может кардинально поменяться смысл слова. Более того, он добавил, что неправильная огласовка способна внести изменение на религиозное постановление. Также специальные знаки удвоения звука придают особый смысл выражению, делают на нем акцент в предложении.

О важности изучения арабского языка и таджвида рассказал преподаватель арабского языка из Уфы Ишмурат-хазрат Хайбуллин. Он напомнил известное изречение одного из великих исламских ученых, в котором сказано, что знание арабского языка помогает понять, что хотел Всевышний и его Пророк в своей речи (т.е. Коран и Сунну). При этом Ишмурат-хазрат добавил, что большинство заблуждений в мусульманском мире случилось именно из-за неправильного понимания хадисов и толкования Книги Аллаха. Говоря о таджвиде, Хайбуллин отметил, что чтение по правилам – это следование Пророку (мир ему), который научил таджвиду своих последователей.

В ходе форума его участникам была презентована книга руководителя центра «Зейд бин Сабит» «Таджвид». Ильяс-хазрат Ильясов рассказал, что работа над трудом началась в 2007 году. Сначала была выпущена книга «Введение в Таджвид», а уже скоро у издания «Таджвид» появится четвертая часть. По словам Ильясова, учебное пособие написано на основе теоретических знаний (был взят классический трактат великого ученого Аль-Джазарий на арабском языке) и практического опыта при преподавании правил чтения Корана. При этом его особенностью является адаптация научных терминов для лучшего усвоения материала, а также приводятся примеры из Корана для каждого из правил таджвида.

Эти учебные пособия применяются в работе коранического центра «Зейд бин Сабит». Подробно о его деятельности, программах и методиках преподавания, а также использовании и внедрении новых технологий для эффективного обучения детей рассказали преподаватели Абла Бедрицкая и Амина Дмитриенко.

Более того, они презентовали собравшимся ряд передач на просветительском интернет-канале НУР-ТВ о правилах чтения и толковании Корана («С нуля и до Корана», «Грани Корана», «Азбука Корана», «Коран за 15 минут»). В их создании и съемках принимают активное участие как преподаватели, так и воспитанники центра «Зейд бин Сабит».

Своим опытом преподавания таджвида также поделились заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Московского исламского института, преподаватель арабского языка Фарит Гараев и директор Центра подготовки хафизов Корана при Казанском исламском университете Абдуррашит Фаизов.


Об изучении таджвида через призму медицины рассказала врач-стоматолог, ординатор кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии СГМУ им.Разумовского Марина Колышкина. Она сделала акцент на дефектах речи и заболеваниях полости рта, которые оказывают влияние на правильное произношения арабских букв. Более того, Колышкниа подчеркнула, что немаловажным в исправлении ошибок при чтении Книги Аллаха играют правильный прикус и наличие всех зубов.

В ходе форума поднимались и вопросы особенностей правового статуса Священного Корана в системе российского права. Руководитель аппарата ДУМ Саратовской области Ильяс-хаджи Богатырев напомнил случаи, когда послденее Откровение Всевышнего по решению районных судов чуть было не занесено в список запрещенных материалов. После ряда вопиющих случаев, когда смысловой перевод Корана на русский язык, а также книги, в которых цитировались аяты, признавались вне закона, и реакции мусульманского сообщества, общественных, религиозных и политических деятелей на них были внесены поправки. Так, например, в 2015 году президентом Владимиром Путиным принято решение исключить из процедуры оценки на предмет наличия экстремизма священные тексты традиционных религий. Библия, Коран, Танах впредь не могут быть признаны экстремистскими априори.

Сегодня научиться читать Священную Книгу мусульман и изучать правила таджвида можно не выходя из дома. О современных возможностях и пользе дистанционного обучения рассказали гости из Уфы – преподаватель таджвида и арабского языка, основатель онлайн-школы «IQRA Al-QURAN» Алина Сулейманова и координатор Академии Корана Расул Арасланов. Эта тема вызвала бурную дискуссию среди участников конференции. Так, например, было заявлено, что хотя онлайн-обучение позволяет большему количеству людей постичь таджвид, однако при этом теряется традиция пророка Мухаммада (мир ему), выражающаяся в непосредственном обучении ученика перед его учителем. Кроме этого, некоторые участники форума отметили, что многовековая форма преподавания помогает воспитать в шакирдах этику Корана и уважение к преподавателю.

В завершении всероссийской конференции муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов еще раз напомнил о важности популяризации чтения и заучивания Корана среди российских мусульман в городах и селах, призвав каждого приложить к этому максимум усилий.

По итогам форума его участникам вручили сертификаты. Уже скоро все доклады и их выступления войдут в сборник «Аль-Манах Корана».

Пресс-служба