Григорий Рапота: «Для борьбы с экстремизмом необходимо поддерживать традиционный ислам» - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр7.00
Шурук8.43
Зухр12.53
Аср15.08
Магриб16.55
Иша18.35
(г. Саратов)
на месяц

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

Григорий Рапота: «Для борьбы с экстремизмом необходимо поддерживать традиционный ислам»

В субботу, 19 марта, в здании правительства Пензенской области состоялась встреча полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты с председателями Духовных управлений мусульман региона.

Представитель Президента открыл заседание с обозначения актуальных вопросов, которые сегодня волнуют не только мусульманскую часть российского общества, но и власть. Относительно недавнее резонансное событие на Манежной площади в Москве ярко продемонстрировало напряженность межэтнических и межрелигиозных отношений. Теракты в разных городах России, организующиеся под знаменами ислама, но не имеющие к нему никакого отношения, стали причиной пересмотра методов работы с радикальной молодежью и способов контроля их идеологических позиций.

Сейчас мусульманская умма России, несмотря на попытки объединения Духовных управлений, находится не только в раздробленном состоянии, но, к сожалению, продолжает дробиться. Примером этому послужило появление в начале декабря прошлого года самопровозглашенной всероссийской организации «Российская ассоциация исламского согласия», кроме того, в Москве появилось представительство ЦДУМ во главе с Альбертом Кргановым.

В реорганизованном мусульманском обществе симпатии власти весьма очевидны, что легко можно было определить даже по месторасположению участников совещания и очередности выступлений.

Так, в начале встречи слово предоставили председателю ЦДУМ Талгату Таджуддину. По его мнению, молодежь, обучающаяся в религиозных вузах арабских стран, возвращается на Родину с радикальными идеями и не приспособлена к работе в российском обществе. Он считает, что сегодня необходимо создавать систему трехзвенного мусульманского образования в России: медресе, исламские университеты и исламские академии. По его мнению, существующая система мусульманского образования в нашей стране не имеет систематизации, разработанных программ, поэтому требует реформирования. Рапота заострил внимание на этом выступлении и предложил комплексное обсуждение данного вопроса, как основного.

Первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов в своем выступлении обратил внимание участников совещания на отсутствие конструктивной работы власти и Духовных управлений мусульман. «После событий на Манежной площади не было ни одного собрания, ни одного круглого стола», — говорит он. По словам Дамира Мухетдинова, радикальная мусульманская молодежь действительно есть и ее необходимо изолировать. Он считает, что она появляется из-за того, что в поисках идеологической опоры молодежь все больше и больше обращается к Интернету, где сталкивается с экстремистскими информационными порталами. По его мнению, существующие сайты Духовных управлений неэффективны, поскольку рассматривают только свою внутреннюю деятельность, а у некоторых религиозных организаций они вообще отсутствуют.

Исполняющий обязанности муфтия Татарстана Ильдус Фаизов предложил вести пропаганду традиционного ислама не на сайтах Духовных управлений, а в социальных сетях и форумах, где молодежь проводит большое количество времени. Также он заявил о необходимости религиозной практики в том виде, в котором она была при Пророке Мухаммаде (с.а.с), восстановлении морально-нравственных качеств молодежи через воспитание в семье. Однако, думаю, применять технологии тысячелетней давности нецелесообразно поскольку в современном мире они устаревают в течение пары десятков лет. Скорее всего, необходимы инновационные методики в просветительской деятельности, идущие в ногу со временем.

Исполнительный директор Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Дмитрий Бондаренко считает, что для противодействия радикализму молодежи эффективнее было бы создание в Духовных управлениях идеологических центров, члены которых будут участвовать в дискуссиях на форумах и переносить эти диспуты на студенческие аудитории.

Также участники встречи уделили внимание и вопросу запрета религиозной литературы, который до сих пор не решен. Как было отмечено, в разных регионах представители силовых структур и СК РФ при очередном обыске того или иного исламского учреждения забирают все, что им показалось «экстремистским», в том числе сборники хадисов, труды великих исламских ученых и др., которые сто лет назад у российской императорской власти не вызывали никакой тревоги. Представитель РАИС Мухаммадгали Хузин оспорил это мнение и решил, что запрет многих религиозных книг правомерен, «поскольку мы живем в правовом государстве».

Все участники, точнее те, которым предоставили слово, сошлись лишь в том, что религиозная экспертиза должна быть централизована в Москве, а участвовать в ней должны компетентные эксперты. «Увы, — говорит директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова, — как правило, эксперты, выносящие решения о запрете той или иной религиозной литературы, не имеют специализированных государственных лицензий и сертификатов». Она заявила, что муфтияты отчасти сами виноваты, поскольку они не предоставляют Следственному комитету список рекомендованной литературы. Именно поэтому, по ее мнению, «мусульманская литература в очередной раз попадает в руки силовиков и «экспертов».

Подводя итоги заседания, Григорий Рапота выделил основные направления совместной работы власти и мусульманских структур. В нашей стране, по его мнению, необходимо поддерживать традиционный ислам для борьбы с экстремизмом. Только в течение совещания участники так и не дали определения понятию «традиционный ислам». Видимо, каждый понимает его так, как ему удобно. Так, одни планируют реформировать российское исламское образование. Другие говорят о создании контролирующих идеологических центрах при Духовных управлениях. Кажется, обозначили и обсудили важные проблемы, но никаких конструктивных решений принято не было.

Совещание показало, что сегодня структура Духовных управлений мусульман устарела. Они уже не могут действовать и работать в едином направлении. Время вносит свои коррективы, поэтому нужна новая форма организации мусульман, которая сможет более активно взаимодействовать с органами власти.

Расим Заитов