А. Махметов: Нельзя сводить все происходящее в стране к кризису или вопросам миграции
В России растет число преступлений, совершаемых мигрантами. Так, в первом квартиле 2009 года иностранные граждане совершили более 17 тыс. преступлений различного рода, что более чем на 15% превышает показатели аналогичного периода прошлого года по стране. Об этом 22 апреля сообщил первый заместитель главы МВД РФ генерал-полковник милиции Михаил Суходольский.
«На 17,5% выросло количество преступлений, совершенных в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. За первые три месяца этого года зарегистрировано более 17,2 тысячи таких преступлений, при этом 91,8% из них приходится на долю граждан из государств СНГ», — сказал Суходольский.
По его словам, число правонарушений, совершаемых иностранными рабочими, превышает количество преступлений в отношении них самих в 4,5 раза.
23 апреля обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил заместитель начальника ГУВД региона Роман Плугин. По его данным, в Московской области нарастает волна преступлений, совершаемых гражданами Таджикистана и Узбекистана.
«Вынужден констатировать, что в последнее время мы начали регистрировать преступления, совершаемые таджиками и узбеками, которые из всех иностранных граждан, находящихся в России, вели себя наиболее законопослушно. Скорее всего, это следствие экономического кризиса», — сказал Плугин на пресс-конференции.
Похожая ситуация отмечается и в других регионах. Очевидно, что провоцируемый кризисом рост ряда преступлений может вызвать очередной виток межнациональной вражды. «Сегодня проблема усугубляется экономическим кризисом: и москвичи, и трудовые мигранты теряют работу, жизнь дорожает, и, как следствие, происходят серьезные стычки не только между представителями коренного населения столицы и гастарбайтерами, но и между отдельными диаспорами, закрепившимися в Москве», — подчеркнул председатель комиссии МГД по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко.
«Как по-вашему, в чем причины этого роста преступности? Что можно сделать, чтобы предотвратить вспышки межнациональной напряженности? Кто этим должен заниматься?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Cвященник Александр Добродеев, зав. сектором Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, считает, что мигранты идут на преступления от безысходности.
«Они приезжают к нам работать, потому что в их странах, видимо, для них работы нет. А сейчас они в России, а работы нет и здесь. Предприятия закрываются, общежития закрываются, жить им негде и есть нечего. И из России не уедешь, потому что на родине тоже ничего нет, там ещё хуже. Люди ищут выход от безысходности. Они здесь были нужны до тех пор, пока что-то делали. Им хочется жить, и у них нет другого выхода, кроме как объединяться в группы, и как-то искать пропитания. Но многие люди в нашей стране этим пользуются, то есть приглашают работать за обещание еды или денег, которых в итоге не дают. Людей обманывают, и у них появляется чувство злобы, которое порождает преступления», — сказал священник.
Причем это касается не только добычи хлеба насущного, в поисках которого они начинают лазить по дачам, отбирать у женщин сумочки или воровать в магазинах. Иногда это связано просто с тем, что общество не заботится о них, считает людьми второго сорта. Здесь необходима государственная политика по организации для этих людей работы, поселений или чего-то ещё. Потому что просто так брошенные на произвол судьбы люди — причина непредсказуемых ситуаций», — добавил он.
«Скажу больше — как мигранты, так и граждане нашей страны, бывает, от недостатка работы, одежды, еды и прочего подчас сами стремятся в места лишения свободы, где есть крыша над головой, кормят и одевают. Так российские бомжи, к примеру, пережидают зиму. Наше законодательство каким-то образом позволяет это осуществлять. Это говорит о том, что люди как таковые нашему обществу не нужны, от людей требуется лишь выполнение какой-то функции, хотя они могли бы стать полноценными гражданами», — подчеркнул священник.
«Государство должно создавать условия, в которых люди могли бы максимально проявить свои способности, трудиться, рожать детей. Средства важно распределить так, чтобы не только личные потребности, но и гуманитарные цели выполнялись», — добавил он.
«У нас так построено общество, что этим никто не хочет заниматься, и все это сваливают на правоохранительные структуры — милицию, ФСИН, потому что они более организованы и у них есть место, где этим заниматься. Но на деле любая общественная организация может включить это в свой устав и заниматься подобными вещами а не только искать ответственных. Мне кажется, это дело каждого человека», — заключил отец Александр.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что пока преступность среди мигрантов растет, следует ужесточить миграционное законодательство.
«Государство должно заботиться о своих гражданах, чтобы завтра они не вышли с дубинами на улицы. Таджикистан и Узбекистан пусть заботятся о своих гражданах, а мы должны заботиться о своих. Необходимо ужесточить миграционную политику по крайней мере сейчас, пока продолжается финансовый кризис», — сказал он.
«Все европейские цивилизованные страны толерантны до тех пор, пока речь не идет о выживании народа, государства, цивилизации. Поэтому надо принимать меры — ужесточать миграционное законодательство — вот и все. На время, пока мы не решим проблему», — считает священник.
Ахмед Махметов, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья, полагает, что нельзя сводить все происходящее в стране к кризису или вопросам миграции.
«На некоторые вещи кризис действительно повлиял. К примеру, некоторые люди привыкли отдыхать за границей, а теперь им это сделать сложнее. Что же касается роста преступности, то здесь дело не только в кризисе или вопросах миграции. К примеру, ни для кого не секрет, что многие мигранты не стремятся легализоваться в том числе и из-за того, что это сложно. В миграционном процессе должны быть более понятные и простые правила. Это уменьшит возможности для коррупции и прочих злоупотреблений», — сказал он.
«Наше государство нуждается в рабочей силе, как в связи со стремительным сокращением населения, так и по причине спроса на определенные категории рабочих специальностей. Буквально вчера глава Росстата Александр Соколин выразил обеспокоенность снижением трудовой миграции в РФ. «Для России это опасная тенденция», — сказал он, отметив, что как только российская экономика начнет выходить из экономического кризиса, она столкнется с острым дефицитом рабочей силы. Поэтому власти должны проводить более последовательную политику в этой области», — считает Махметов.
«Да, из-за кризиса некоторые потеряли работу, и действительно, в связи с этим могло возрасти число преступлений. Однако есть и такие официальные цифры: мигрантами совершается 3,8% от всех преступлений на территории Российской Федерации. Возможно, кому-то нужно переложить свою вину за финансовые проблемы в стране на наших бывших сограждан, целенаправленно настраивая россиян против мигрантов, но это не выход из сложившейся ситуации. А если есть преступления, с ними надо бороться», — заключил он.
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Зиновий Львович Коган считает, что мусульманская община Москвы могла бы помочь мигрантам освоиться в новом для них мире.
«Мигранты из тех же Таджикистана и Узбекистана — это зачастую молодые люди, которые, имея работу и деньги, терпимо относились к окружающему, непонятному им миру. К сожалению, мусульманская община Москвы, видимо, не приняла их к себе, они не ощутили себя членами какого-то сообщества, возможно, не слышат голоса духовных лидеров. Они немножко одичали, потеряв надежду на будущее. У них остался один путь – путь грабежа и насилия. Через мусульманскую общину Москвы они могли бы лучше узнать наш московский мир. В Москве живет около двух миллионов азербайджанцев, около миллиона татар. Общины могли бы интегрировать мигрантов. Это нужно делать уже сегодня, попросить их как можно шире открыть двери своих общин, может быть, открыть какие-то агентства по переподготовке мигрантов», — сказал он.
«Их не надо гнать. Когда кого-то пинают, он начинает огрызаться. Никто не знает, что у человека в душе — быть может ему больно и стыдно возвращаться, а может и просто некуда. Прежде, чем гнать, нужно понять, что человеку нужно, помочь ему найти себя. Нужно сегодня показать, что мы, многонациональная и многоконфессиональная страна, готова людей собирать. Что православный храм, мечеть, синагога, — не просто дом молитвы, но это и дом собирания людей. Важно помочь их собирать, искать работу всем миром и обнадеживать реальными шагами. Помогать этим людям должны все. Если мы на это будем закрывать глаза, то и на рост преступности нечего пенять. Все люди, общественные организации должны стать открытыми к восприятию этой беды», — отметил раввин.
А репрессии — это не только жестоко, это еще и неэффективно», — добавил он.
Опубликовано: 25.04.2009, рубрики: Новости.