Война в прямом эфире
Руслан Курбанов
Никогда еще за всю историю человечества характер войн не менялся так стремительно, как в наши дни. Настоящую революцию в информационных битвах совершили портативные видеокамеры и трансляции боев в режиме реального времени. Операторы могли теперь снимать войну крупным планом, находясь непосредственно в окопах и показывая все ужасы с максимально близкого расстояния и максимально точно.
Первой войной, которая по настоящему транслировалась в прямом эфире, была первая война в Заливе против Саддама Хусейна.
Затем эти технологии шлифовались в Карабахе, Чечне, Сербии, снова в Ираке, Ливане, Газе, и вот теперь в Осетии и Грузии. В ходе прошлогодней пятидневной войны стало очевидным, что развитие интернета, через который сейчас можно посылать и фото, и звук, и видео, окончательно закрепило «Live» статус боевых действий, или статус боевых действий в прямом эфире.
Российско¬грузинская война стала первым масштабным вооруженным конфликтом, проходившим не только на поле боя и не только на экранах телевизоров в прямом эфире, не только в международной сети интернета, но и на страницах блогосферы, то есть на страницах личных дневников, «живых журналов» или блогов тысяч и тысяч частных пользователей сети, как с грузинской, так и с российской стороны.
Таким образом, в век информационных технологий война через экраны телевизоров и мониторы компьютеров приходит в дом каждого из нас. Война за чашкой утреннего кофе, война за ужином, война перед сном. Война стала телевизионным представлением, зажигательным ток-шоу в прямом эфире. Она щекочет нервы, будоражит кровь, захватывает наше внимание. Происходит, поистине, страшная вещь – война становится для нас обыденностью, мы привыкаем к крови и разрухе на экране, как к нудным репортажам из отечественного парламента.
Это – век информационных технологий и информационных войн, в которых сражения идут не за клочок земли, а за души и умы зрителей, в том числе и наши с вами. В информационных войнах выигрывает тот, кто сумеет создать себе лучший имидж, привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, завоевать у них как можно больше доверия.
Это – искусство военно-политической пропаганды, в которой до сих пор бесспорными лидерами являются те, кто в совершенстве владеет всеми видами информационного оружия. Благодаря современным СМИ, телевидению и интернету коренным образом изменился взгляд на войну. СМИ ежедневным информационным прессингом способны так запудрить мозги человеку, что он перестает задумываться над фактами, мыслить логически и начинает воспринимать как аксиому даже самую большую и неприкрытую ложь.
Россия, как утверждает подавляющее большинство экспертов, выиграв войну за Осетию на полях сражений, проиграла ее на информационном поле. Но Россия быстро учится, создает ресурсы и каналы на английском и арабском, нанимает сотни профессионалов видео и веб-баталий. Она даже пытается опередить на этом поле Голливуд.
К чести наших киношников, если Голливуд только планирует снять свою историю о конфликте в Южной Осетии, то наши уже порадовали зрителя состряпанной за год картиной «Олимпиус инферно». Данная картина, показанная на Первом канале в годовщину событий, не оставит равнодушной придирчивого зрителя и многое ему расскажет о том, как нас с вами разводят те, кто владеет инициативой на информационном поле.
Как прокомментировал этот фильм один блогер, «получилась отличная «пропаганда» правды того, что было в Южной Осетии». Но в век информационных войн пассивное большинство на большее и не может рассчитывать…
Опубликовано: 19.08.2009, рубрики: Аналитика.