Мир – исламофобам, война – минаретам…
В Швейцарии объявлена война минаретам. Большинство граждан высказались за запрещение их строительства на территории этой страны.
В результате национального референдума, проведенного в воскресенье, 57% населения страны поддержали идею ультраправой Швейцарской народной партии о запрете строительства минаретов.
Противники законопроекта, считают, что данное нововведение является дискриминационным по отношению к мусульманам, составляющим примерно 4% населения. Тем более, что в стране – всего 4 минарета.
Также полагает и Глава департамента ООН по правам человека Наби Пилаи. По ее словам, референдум, проведенный в Швейцарии по вопросу о запрещении строительства минаретов, носит противозаконный характер и способствует разжиганию межнациональной розни, нарушает международные соглашения, достигнутые в сфере прав человека, а также наносит удар по отношениям представителей различный конфессий и вероисповеданий. Пилаи заявила, что референдум призван запугать общественность стремительной исламизацией западного общества. Критику решения референдума высказал и Ватикан.
Голосованием в Швейцарии озабочены российские мусульманские деятели и эксперты, которые прокомментировали нам его итоги.
Аббас Бибарсов, председатель Единого духовного управления мусульман Пензенской области
Результаты референдума свидетельствуют о неприязни немусульманского большинства страны к представителям исламской религии. Я считаю, что инициаторы референдума – это безумные, недальновидные люди, так как распространение религиозных ценностей является только благом для человечества.
Вы знаете, еще в советское время я посетил Астрахань и стал свидетелем одного интересного случая. В центре города есть большая красивая мечеть. Люди в близлежащих к мечети домах обратились в администрацию города с жалобами на то, что по утрам их беспокоит азан (призыв) на молитву. Но в администрации им ответили: «Если мешает, переезжайте в районы подальше от мечети». И все это происходило в советское время. А сейчас запрещают исполнение азанов, возведение минаретов. Все это говорит о межрелигиозной нетерпимости в обществе.
Конечно, многие в Европе опасаются стремительного роста количества мусульман. Но тогда ни Швейцария, ни другие европейские страны не должны выступать под демократическими лозунгами. Запрет возведения минаретов – это свидетельство антидемократии, так как он нарушает права граждан Швейцарии на свободу вероисповедания.
Екатерина Деминцева, заведующая Центром истории и культурной антропологии Института Африки РАН, составитель сборника «Ислам в Европе и России»
Сам вопрос, выносимый на референдум, является проявлением дискриминации по отношению к мусульманам, так как выделяется именно эта религия и определенная часть европейского общества. Швейцария аргументирует необходимость проведения такого референдума борьбой с «исламистскими» организациями в своей стране. Однако в реальности это борьба с Исламом на территории Европы, которую осуществляют некоторые политические партии европейских государств.
Создавая свою инфраструктуру на территории европейских стран (строительство мечетей, создание мусульманских кладбищ), иммигранты-мусульмане намерены были показать, что Европа является и «их» землей. Но, по мнению ученых, занимающихся вопросами мусульманских сообществ Европы, это не означает отказ от интеграции в европейское общество, а, напротив, признание «чужой» для них земли «своей», где могут жить их семьи, но где возможно также существование их религии и культуры.
Однако Европа на сегодняшний день не готова стать родной землей для мусульман и признать, что они стали ее частью. Поэтому мы видим такие результаты референдума в Швейцарии, и неизвестно, какие были бы результаты, если бы референдум прошел в других европейских странах.
Несомненно, на сегодняшний день в Европе существуют и такие мусульманские сообщества, которые не желают интегрироваться в европейское общество и избегают какого бы то ни было контакта с ним. Однако запрет на строительство минаретов не приведет к тому, что представители таких замкнутых сообществ захотят интегрироваться. Скорее наоборот, стоит ждать обратной реакции – радикализации настроений определенной части европейских мусульман.
Абдулла Ринат Мухаметов, заместитель главреда «Ислам.Ру»
Я считаю запрет на минареты – знаковым моментом. Мы наблюдаем переход от недолгой эпохи либеральной политкорректности, которая господствовала в Западной Европе последние 50-60 лет, к своего рода «демократии для своих», «ограниченной» или «закрытой демократии». В этом смысле можно согласиться с турецким премьером Таипом Эрдоганом, охарактеризовавшим решение швейцарцев «признаком фашизма».
Получается, что некий культурно-цивилизационный признак швейцарцы поставили выше принципов демократии. Это напоминает то время, когда существовал имущественный ценз для участия в выборах. Сегодня же, чтобы быть полноценным гражданином, становится все более необходимым исповедовать некий набор «европейских ценностей». Это своего рода «цивилизационный ценз».
Дело, естественно, не в минаретах. Точнее, не только в них. К минаретам «привязались» как к символическому признаку присутствия Ислама.
В принципе, минарет – не является необходимым элементом для мечети. Сегодня он имеет лишь архитектурное значение, а в прошлом, когда не было звукоусилительной аппаратуры, использовался для провозглашения азана, т. е. имел технический характер. При Пророке (мир ему) минаретов вообще не было.
Швейцарские мусульмане правильно отметили, что проблема в росте исламофобии, и в целом ксенофобии, в европейском обществе. По их словам, следующим шагом крайне правых может быть предложение референдума о высылке всех последователей Ислама из страны. Сначала могут потребовать депортировать «радикалов», многоженцев, «тех, кто считает Шариат выше светских законов» и т. д., а потом вообще мусульман. При всей абсурдности таких вещей, они уже, после прошедшего в выходные референдума, не кажутся невероятными. Это касается как Швейцарии, так и некоторых других стран ЕС.
Что касается России, то у нас вряд ли возможны такие референдумы и законы о запрете минаретов. В нашей стране исламофобы действуют по-другому. Я сам слышал от главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, что во время строительства мечети в подмосковном Ногинске тамошние власти поставили условие, чтобы не было минарета. Правда, для них его не должно было быть только на бумаге, как и самой мечети. Достаточно было переименовать минарет в документах в «башню», а мечеть в «молельный дом». Вот такая бюрократическая исламофобия в формальностях. Лишь бы не было на бумаге – и все довольны.
Кстати, я допускаю, что и в Швейцарии возможны такие юридические казусы. Как будут суды решать вопрос, если тамошние мусульмане по бумагам, следуя российскому опыту, станут обозначать минареты просто башнями – запретят строить в стране башни?
Ахмед Махметов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Поволжья
Очень странно, что в европейских странах, где демократические ценности провозглашены незыблемыми и непреходящими, борются с созидательной, пассионарной частью мирового сообщества – исламской цивилизацией, да еще такими «топорными» методами. Очевидно, что Европа побаивается исламского фактора. Об этом свидетельствуют нежелание европейских стран включать Турцию в Евросоюз, запрет в разных странах ношения хиджабов, никабов и т. д. В то же время мы наблюдаем, что в европейских странах стало нормой легализация проституции, наркотиков, однополых браков.
Со взглядами бороться запретами бессмысленно. Это может привести только к обратному эффекту. В странах Евросоюза растет интерес к Исламу, увеличивается число мусульман. Многие представители мусульманской религии добиваются высот в общественно-политической и экономической сферах. Среди европейских мусульман есть крупные бизнесмены, политики, ученые и т. д. Видимо, «дряхлеющая старушка Европа» опасается свежей пассионарной крови, которая течет в жилах мигрантов, прибывающих из стран исламского мира в поисках знаний, достижений, а также с целью улучшения жизненных условий.
Я все-таки надеюсь, что какие-то инстанции смогут опротестовать это решение. Если есть шанс отменить этот казус, то это будет только на пользу. Мусульман нужно интегрировать в европейское сообщество и использовать их созидательный потенциал. Ведь исламские ценности проповедуют добрососедские отношения, любовь и уважение к ближнему, взаимопомощь и веротерпимость.
Альмира Адиатуллина, председатель общественной организации «Муслима»
Я могу выразить только сожаление по поводу данного события. Ислам призывает к миру и добрососедству между людьми, ко всему созидательному. Развитие мусульманской религии является только благом для общества.
Результаты референдума говорят только о том, что большинство жителей Швейцарии опасаются исламизации страны и свидетельствуют об их духовном упадке. Запрет на возведение минаретов инициирован людьми, разжигающими межрелигиозную и межнациональную рознь в стране. И очень плохо, что эти люди победили.
Записала Ася Капаева
Опубликовано: 03.12.2009, рубрики: Аналитика.