Союз мусульман Казахстана на страже - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.45
Шурук8.25
Зухр12.49
Аср15.15
Магриб17.04
Иша18.44
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Союз мусульман Казахстана на страже

Разразившийся недавно скандал в связи с решением суда города Астаны о запрете аудиозаписей некоторых сур Корана вызвали бурные протесты среди мусульман России и СНГ и привлекли всеобщее внимание к положению ислама в Казахстане. Свою оценку действиям судебных властей республики дала и неправительственная организация Союз мусульман Казахстана.

Председатель Союза Мурат Телибеков в интервью ряду СМИ заявил: «Это уму непостижимо. Наложить запрет на эти суры — то же самое, что наложить запрет на Коран».

В результате активной позиции мусульман Казахстана и России Министерству юстиции республики пришлось выступить с разъяснением, что экстремистскими признаны не сами суры, а комментарии к ним неизвестных лиц. Свою точку зрения на этот инцидент «Фергане.Ру» в интервью о деятельности и работе СМК изложил вице-президент Союза, заместитель директора Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии Курбангали Юнусов.

Фергана.Ру: — Курбангали Нуркеевич, расскажите, пожалуйста, когда был создан СМК и что представляет сегодня собой эта организация?

К.Юнусов: — Официально СМК был зарегистрирован в апреле 2004 года. Это неправительственная организация, одной из главных задач которой является создание позитивного образа ислама и проведение контрпропаганды против дискредитации ислама, которая время от времени появляется в мировых СМИ. В такого рода публикациях выстраивается ассоциативный ряд: «ислам – бородачи – автомат – терроризм». Всей своей деятельностью, уважительным отношением к культуре, истории и традициям мы стремимся показать, что мусульмане – это люди культурные и просвещенные, стремимся разрушить предубежденное отношение к исламу, которое есть в СМИ. Мы не претендуем на то, чем занимаются муллы, а мы беремся за то, чему муллы в силу объективных причин не могут уделить достаточно внимания.

— Кого объединяет Союз?

— Потенциально — всех граждан Казахстана, которые считают себя мусульманами. У нас нет личного членства. Орган управления СМК – президиум во главе с президентом Муратом Телибековым, известным писателем и журналистом. В каждой области Казахстана у нас есть свои представители, благодаря чему мы проводим активную работу.

— Не могли бы Вы привести конкретные примеры деятельности Союза?

— Ислам, как и все традиционные религии, осуждает движение гомосексуалистов. Когда не так давно они решили провести в Алма-Ате гей-парад, их поддержал ряд общественных организаций, а СМК был единственным, кто выступил резко против этого. Мы провели несколько акций и пресс-конференций, чтобы дать понять гомосексуалистам, что мы не допустим проведения парада. И они благоразумно свернули свои действия.

— А как у СМК складываются отношения с официальными духовными структурами?

— Мы открыты для сотрудничества со всеми организациями и общественными силами. Как я уже сказал, мы стараемся не лезть в духовные дела, которые являются компетенцией мулл. К верховному муфтию Духовного управления мусульман (ДУМ) Казахстана Абсаттару-хаджи Дербисали мы относимся с уважением. Он – бывший дипломат и ученый, волею Аллаха ставший муфтием республики. Но иногда возникают недоразумения, потому что мы — неправительственная организация, и критикуем любые ошибки любых деятелей, в частности, ошибки ДУМ. Естественно, это вызывает неприязнь. В 2005 году ДУМ подавало иск с требованием ликвидировать нашу организацию, но им было отказано. Мы готовы действовать совместно, ведь задачи у нас одни и те же – чтобы в Казахстане всегда был мир и согласие, а права мусульман – соблюдались.

— Кстати, о правах мусульман. Последний скандал с кораническими сурами и активная позиция вашей организации показывают, что не все в порядке в данной сфере. Вы являетесь заместителем директора Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии. Часто ли обращаются к вам за помощью мусульмане, чьи права нарушены?

— Довольно часто. Сами мы не ведем процессы, а оказываем консультативную юридическую помощь. Это моя непосредственная обязанность, так как я — бывший судья, в последние годы занимаюсь адвокатской практикой, и юриспруденция, что называется, моя епархия. Вот один из последних примеров. В одной из школ Южно-Казахстанской области в начале этого учебного года девушке запретили появляться на занятиях в хиджабе (головной убор у мусальманок. — Прим. ред.), мотивируя это тем, что данный вид одежды не сочетается с принятой в учебном заведении школьной формой. Закона, формально запрещающего ходить в светские школы в хиджабе, нет, поэтому мы публично выступили в защиту девушки. Конфликт был улажен, и она получила разрешение носить хиджаб.

До суда чаще всего не доходит. Вот, к примеру, в 2008 году мы вместе с акиматом (администрацией) Астаны намеревались провести международную конференцию «Ислам в ХХI веке: проблема религиозного экстремизма», повсюду разослали совместные письма. Однако за день до начала конференции акимат в одностороннем порядке отказался от принятых обязательств и объявил об отмене мероприятия, не предоставив никаких объяснений. Мы пригрозили подать в суд на администрацию, в итоге ее представители обратились к нам с просьбой разрешить все дело миром, пояснив, что произошло досадное недоразумение. Мы приняли устные извинения.

— А жители других стран региона обращаются в Мусульманский комитет по правам человека в Центральной Азии?

— Да, подобные случаи были, но пока не выработан механизм оказания правовой помощи. Поясню, что я имею в виду. Вы помните летние волнения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР? Мы были на стороне невинно обиженных. Уйгурский народ имеет свою длительную историю, у него была своя государственность, и то, что сегодня он не может себя реализовать, вызывает у нас глубокую озабоченность. Но кроме моральной поддержки мы не можем оказать им никакой помощи, так как межгосударственные соглашения – не в нашей юрисдикции. Между Казахстаном и Китаем подписана декларация о выдаче террористов, и когда наши власти получают запрос на выдачу уйгура, проживающего в Алма-Ате и имеющего, по мнению китайских властей, отношение к беспорядкам, Казахстан обязан его выдать. Закон есть закон, тут ничего не попишешь, и помочь этому человеку мы не сможем, так как он не является гражданином Казахстана.

— Вернемся к скандалу вокруг запрета коранических сур судом Астаны. Как вы его расцениваете?

— Мы рассматриваем этот случай как провокацию или, если говорить мягче, обычный «ляп», который раздут до небес не самыми нашими преданными друзьями. Исламское государство, а именно так Казахстан себя презентует (К.Юнусов, видимо, имеет в виду то, что ислам в Казахстане является доминирующей религией. В действительности же Казахстан презентует себя как светское государство. — Прим. ред.), никогда не позволит себе анти-исламские жесты типа того, который ему приписали. Компетентные органы прямо заявили об этом. Союз мусульман Казахстана озабочен таким пристальным вниманием к этому вымученному моменту, который не красит наших друзей, если они действительные друзья и наши братья. В мире достаточно других проблем, куда следовало бы применить ту энергию, которую понапрасну потратили некоторые исламские ура-патриоты в России. Вместо того чтобы спросить, а что же произошло, устроили настоящую камарилью. Надеюсь, что и мусульмане Казахстана, и мусульмане Российской Федерации — совсем еще недавно граждане одного государства — найдут более благородные цели для применения своей кипучей энергии.

— Что лично Вы находите для себя в работе СМК?

— Я исхожу из принципа, который сформулировал президент США Джон Кеннеди: «Нужно ставить вопрос, не что мне даст Америка, а что я могу дать Америке». Точно также работаю и я: «не что мне даст СМК, а что я могу сделать для СМК».

Во-первых, у меня есть определенный багаж юридических знаний и большой опыт работы, я отвечаю за все юридические вопросы, стараюсь помочь тем, кто обращается в нашу организации с просьбой защитить их права. Во-вторых, я получаю огромное моральное удовлетворение оттого, что деятельность СМК и мой скромный вклад в нее способствует росту популярности ислама в Казахстане. Несмотря на отдельные эксцессы, в целом положение ислама в республике благоприятное. Значительная часть населения исповедует ислам, президент позиционирует себя как мусульманин. У нас нет особых проблем, да и представители других конфессий не могут пожаловаться на то, что их права ущемляются. В стране работают многочисленные храмы. В Астане есть прекрасный Дворец Согласия, где всегда рады представителям иудаизма, буддизма, православной церкви и других конфессий. Задача нашего Союза в том, чтобы в Казахстане верующие могли спокойно исповедовать свою религию, и развивался межконфессиональный диалог.

Беседовал Алексей Старостин

www.ferghana.ru

Читайте по теме:

  1. В Казахстане вынесено нелепое судебное решение
  2. Мусульмане Чувашии направили протест