Каримовский режим — враг хиджаба
В преддверии празднования 18-летнего Независимости Узбекистана и 2200-летнего юбилея Ташкента власти страны запретили религиозным женщинам носить хиджабы, объясняя это мерами по борьбе с терроризмом.
Власти Узбекистана ввели неофициальный запрет на ношение женской мусульманкой одежды, а именно, головного покрытия — хиджаба, до 3 сентября.
Эту меру они объяснили тем, что в дни до и после празднования 1 сентября Дня независимости республики и 2200-летнего юбилея столицы Ташкента усиливается угроза террористических актов, террористы могут осуществить свои замыслы, спрятавшись за тканью хиджаба.
В связи с этим запретом по каналу государственного телевидения показали передачу, в которой говорилось, что взрывы в Андижанской области 26 мая этого года были совершены террористами, переодевшимися в черные хиджабы.
Закончилась же передача убедительной просьбой ко всем женщинам, носящим хиджабы, снять их до 3 сентября ради общественной безопасности, ведь в широкой мусульманской одежде легко спрятать взрывчатку, а затем скрыть свое лицо хиджабом.
«Хиджаб — это не просто кусок ткани или обычный головной убор. Это часть жизни, олицетворение застенчивости и благопристойности мусульманок, — говорит жительница Ташкента Мухаббат. — У моей дочери постоянные проблемы в школе, так как учителя ведут борьбу с этим символом веры».
По словам Мухаббат, ее дочери приснился сон, что она должна надеть хиджаб, и родители поддержали ее решение. Но теперь им приходится постоянно воевать с руководством школы, где она учится, так как они запрещают девочке посещать занятия в таком виде.
«Сейчас уже по городу запретили ходить в хиджабе, я считаю, что это неправильное решение, — говорит Мухаббат, — ведь простые верующие не имеют никакого отношения к террористам, о какой угрозе может идти речь?»
По поводу ношения хиджаба мнения многих женщин в Ташкенте разделяются, те, кто носит мусульманскую одежду в Узбекистане, по-прежнему в меньшинстве, и большинство же предпочитают жить и одеваться свободно, не подчиняясь строгим запретам религии.
«Мы не носим ни хиджабы, ни платки, это не значит что мы не мусульманки, — говорят опрошенные на улице Ташкента девушки. — В наших семьях соблюдаются все мусульманские традиции, мы отмечаем праздники, держим уразу (пост), но вот платки не носим. А террористы в хиджабах, может они и есть, но мы ни разу не слышали о террористах, выходцах из Узбекистана».
Один из практикующих мусульман на условиях анонимности поведал, что в последнее время в мечети стало ходить меньше народу. По слухам, среди посетителей много работников служб безопасности, которые за неугодный вопрос могут потом привлечь к уголовной ответственности, обвинив в причастности к запрещенной в Узбекистане организации «Хизб-ут Тахрир».
Повышенные меры безопасности в Узбекистане традиционно предпринимаются незадолго до празднования Дня независимости. При этом, государственные СМИ без устали внушают населению, что именно в это время враги могут попытаться совершить какие-нибудь теракты и тем самым посягнуть на «нашу Независимость».
Кто эти враги — не объясняется, но уже за месяц до праздника пограничники переходят на усиленный режим работы, не пропуская посторонних в пограничную зону. Становится серьезной проблемой проехать в узбекские анклавы, расположенные на территории Кыргызстана. Из Ташкента же на несколько недель выдворяют бомжей, беспризорников, мардикёров и женщин легкого поведения.
Многие мусульмане видят в этих мерах не просто одно из проявлений общей параноидальности режима, но стремление подавить и ограничить распространение и влияние Ислама.
«Надел хиджаб — попал в тюрьму, пошел в мечеть — попал в тюрьму, пришли в гости родственники — опасно, службы могут обвинить в членстве «Хизб-ут Тахрир», сфабрикуют уголовное дело и срок дадут», — говорит Дильмурод, один из верующих мусульман.
Кроме запрета на ношение хиджаба в предпраздничные дни правоохранительные органы начали обходить семьи осужденных по обвинению в религиозном экстремизме и посягательстве на конституционный строй.
20 августа в офис Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) обратилась 46-летняя Мушарраф Худойбердиева, проживающая в Зангиатинском районе Ташкентской области.
Ранним утром того дня во двор ее частного дома без стука вошли сотрудники отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом, среди которых были майор Ташкентского областного УВД Абдулла Хужаев, капитан Дильшод Холдоров и старший лейтенант Ильяс Бобохонов.
Милиционеры начали допрос о том, почему Мушарраф не является в милицию по телефонному вызову без повестки. Происходило это с угрозами в грубой форме и оскорблениями в адрес хозяйки дома.
Позже выяснилось, что причина их визита связана с объявленным перед Днем независимости МВД страны усилением контроля над семьями и близкими родственниками осужденных по религиозным мотивам, куда относится и Худойбердиева.
«Чего добивается беспощадная и жестокая власть? Да покарает их Аллах…» — говорит Мушарраф Худойбердиева. Ее судьба не дает повода для зависти. Женщина была два раза замужем, в данный момент — мать-одиночка, воспитывает 12 детей.
Первый муж Мушарраф — Фарход Усманов, был задержан в июне 1999 года в 42-летнем возрасте МВД республики, через девять дней после ареста милиция выдала его труп со следами пыток. В 2002 году Мушарраф вышла замуж за Истама Худойбердиева, который был в том же году арестован и осужден на 16 лет, весной 2009 года он умер от пыток в Зарафшанской колонии.
На иждивении Худойбердиевой остались 12 детей от покойных мужей, которые проживают с ней. Более 20-ти ее родственников отбывают длительные сроки наказания в тюрьмах по сфабрикованным уголовным делам и подвергаются жестоким пыткам.
В то же время некоторые люди в Ташкенте выражают сомнения в том, что представители исламских религиозных групп подвергаются преследованиям совершенно необоснованно, считая, что если бы они реализовали свой шанс и пришли к власти, то сразу же забыли про все слова о правах человека, установили бы законы шариата и с удовольствием рубили бы головы всем несогласных с этим.
«Такие люди всегда утверждают, что их родственников посадили совершенно ни за что, а дела «были сфабрикованы», — говорит независимый журналист из Ташкента. — Бесспорно, сфабрикованных дел немало, но ведь сажают и настоящих экстремистов».
По словам же правозащитников и юристов, свобода религий и вероисповеданий гарантирована Конституцией и другими законами страны. Преследование людей за их веру является грубейшим нарушением их прав, не говоря уже о том, что люди подвергаются самым жестоким пыткам, порой до смерти, осуждаются на длительные сроки и содержатся в неволе в бесчеловечных условиях.
Несомненной глупостью властей является попытка заставить женшин снять хиджабы, говорит ташкентский наблюдатель, ведь понятно всем, что эта мера приведет к обратной реакции, женщины получат еще одно основание не расставаться с платком.
«Каримов сказал, что будет бороться идеей с идеями, почему же он продолжает бороться лишь силовыми методами, усиливая идеологическую мощь своих религиозных оппонентов», — говорит наблюдатель.
Опубликовано: 31.08.2009, рубрики: Новости.