Июньские тезисы - ДУМСО 30 лет Духовному управлению мусульман Поволжья

Поиск по сайту

Расписание намазов

Фаджр6.48
Шурук8.28
Зухр12.50
» Аср15.14
Магриб17.02
Иша18.42
(г. Саратов)
на месяц

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

Июньские тезисы

67f5c795Тезисы из выступления сопредседателя Совета муфтиев России, муфтия Саратовской области Мукаддас-хазрата Бибарсова на пленарном заседании VI Всероссийского форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», который проходил с 12 по 14 июня в Казани.

Свое выступление я хочу посвятить важной и актуальной проблеме – вопросам самоидентификации татарской молодёжи.

Я преднамеренно не уточняю о какой самоидентификации идёт речь, этнической, религиозной или какой-либо другой, потому что национальный менталитет нашего народа таков, что из него невозможно вычленить ни религию, ни нацию, ни язык, ни культуру.

Среди татарского народа есть группы, отрицающие или принижающие значение Ислама в этом процессе. Эти группы, воспитанные на секулярной идеологии советского времени, оставляют для Ислама место культурной надстройки и не понимают, что именно Ислам сохранил нас в периоды действительно тяжёлых испытаний и только религия и вера в Аллаха, донесённая до нас много веков назад, принятая нашими предками, сохранённая нашими дедами и отцами, сегодня является одним из последних оплотов самобытности татарского народа.

Самоидентификация татар и «русский мир»

Сегодня мы видим, как на наших глазах формируется новая политическая парадигма, известная как «Русский мир» и опирающаяся в значительной степени на Православную веру. В этом нет ничего плохого, это естественный и позитивный процесс, сформулированный сначала в умах части русской интеллигенции, нашедший поддержку среди русской элиты и реализуемый политической властью.

Запуск концепции «Русского мира» говорит о том, что сделаны шаги к возрождению самобытности русского народа и эти усилия должны привести к укреплению в целом нашей страны. При этом каждый из нас должен понимать, что развитие «русского мира» естественным образом затронет татар – второй по численности и по историческому авторитету и влиянию этнос в России. Это произойдёт просто потому, что у «русского мира», как у любой идеологии, есть пассионарная и миссионерская составляющая, которая обязательно заполнит идейный вакуум, наблюдаемый сегодня среди татар, особенно среди молодёжи. Поэтому очень важно сформировать концепцию возрождения татарского народа, которая бы опиралась на Ислам, как исторический выбор татарского народа, основывалась на великом прошлом и настоящем татар, брала бы под защиту татарский язык и культуру, внушала бы гордость и уважение молодёжи. С самого начала она должна формироваться не как противовес для «русского мира», а как возможность для симбиоза и естественного дополнения друг для друга, направленного на то, чтобы в будущем наши потомки жили в единой стране, бок о бок и плечом к плечу могли защитить свою родину, уважали и поддерживали друг друга, строили общее будущее. Уверен, что крепкая татарская нация, твёрдо стоящая на столпах Ислама и своих традиционных ценностей, необходима и выгодна и самому русскому народу, и нашему государству.

Глобализация

Давайте спросим себя, почему мы сегодня убеждаем друг друга в необходимости скорейшего возрождения своей самобытности? Потому что это является реакцией здорового социума перед новым врагом глобального информационного зомбирования, который, как компьютерный вирус, меняет ментальность целых народов, заменяя людей эрзацем человека, бездушным и равнодушным ко всему потребителем, ищущим развлечений, оставляющим своих детей без воспитания, тем, о ком говорят «без роду и племени». Наша религия, наша культура, наша история, всё это сегодня находится в большой опасности перед процессами глобализации. Что мы можем этому противопоставить? Только в Исламе есть действенное противоядие от этой мировой болезни. Мы все знаем, что цели Шариата направлены на защиту пяти фундаментальных ценностей: защиту религии, жизни, имущества, потомства и защиту разума. Именно разума, то есть возможности и способности свободно мыслить и анализировать, и пытается лишить нас глобальное информационное давление, навязывающее нам и нашим детям готовые решения и делающее нас биологическими роботами. К сожалению, сегодня не видно потенциала и возможности противостоять этому процессу. Такую возможность даёт Ислам и те механизмы, которым нас обучил Аллах и Его Пророк (мир ему) через Священный Коран и Пречистую Сунну. Во многом, сегодняшняя тенденция возрождения религиозных ценностей является реакцией социума, ведь Ислам, также будучи мировой религией, ниспосланный для всего человечества, несёт в себе заряд созидания, мира, сострадания и справедливости против морального упадка и нечестия.

Искажение истории
Другим важным элементом формирования концепции возрождения и самоидентификации татар является то, о чём мы очень часто слышим в последнее время – это защита от искажения истории.

На самом деле, замалчивание и фальсификация отдельных исторических этапов нашей истории это значительная проблема, которая лишает нашу молодёжь идеологической опоры, выбеливая целые исторические пласты.

История России очень разнообразна и интересна. Огромные территории, благословенные условия, все это привлекало и притягивало сюда народы с разными культурами и религиями. Такие процессы не могли обходиться без столкновений интересов и борьбы, но вместе с этим они обогащали и укрепляли наши народы. Да, были в совместной истории народов России и трагические страницы с войнами и кровопролитием, но мы сегодня не должны стыдливо обходить их стороной, пусть даже они кажутся кому-то неудобными. Ведь в конечном итоге эти сложные исторические периоды формировали нас, укрепляли, спаяли нас в единое пространство и государство, связали нас и определили наше общее будущее. Вполне вероятно, что без этой исторической реальности татарской или русской нации вообще бы не было на этих землях. Поэтому, нравится кому-то или нет, нам необходимо честно показывать нашу историю, со всеми победами или трагедиями, без претензий к кому либо, но чётко осознавая историческую преемственность и связь поколений.

Булгары

В продолжение этой темы несколько слов хотелось бы сказать о Булгарах. Конечно же поблагодарить и попросить Аллаха о благе для тех, кто возрождает этот город и популяризирует его в качестве символа Ислама в России. В Булгарах впервые на территориях современной России Ислам стал государственной религией, это значительное событие, которое невозможно переоценить. Булгары ассоциируются, прежде всего, с Исламом, с той ролью, которую в становлении татар сыграла наша религия, а также тем фактом, что наши предки много веков назад сделали не просто частный выбор в пользу Ислама, но возвели Ислам в степень государства и права.

Мы знаем, что любая благая идея может принести пользу или вред. Так вот сегодня благая идея возрождения Булгар, в случае реализации её как национального проекта может послужить разобщению нашего народа. Булгары как центр принятия Ислама несёт в себе огромный потенциал для всех мусульман России, показывая масштабы и высокий уровень развития мусульманского государства Волжской Булгарии. В действительности, того исторического опыта государственного строительства, в том числе на основе Ислама, который имеют татары, нет больше ни у одного мусульманского народа в России. Всё это налагает на нас и большую ответственность в вопросах возрождения Исламской богословской школы и подготовки новых мусульманских учёных высокого уровня, какими были когда-то такие учителя как Шихабуддин Марджани, Реза Фахруддин, Муса Бигиев и другие.

Если же мы будем «национализировать» Булгары, то принизим значение этого центра и вообще роль татар до некоего второстепенного для общей российской истории уровня. Булгары необходимо популяризировать именно в связи с религиозным выбором наших предков и делать это нужно и среди других народов России, знакомя их с нашим общим историческим наследием. Вместе с этим нам необходимо поддерживать и другие исторические духовные центры, такие, как Дербент, куда Ислам пришёл вскоре после смерти Пророка Мухаммада (мир ему).

Взаимодействие религиозных и национальных объединений

Переходя к заключительной части своего выступления, я хотел бы вкратце остановиться на проблеме, которая заключается в некоторой разобщённости нашей национально-культурной и религиозной составляющей. На мой взгляд, оно во многом вызвано непониманием и недооценкой места Ислама и религиозных убеждений в жизни верующего человека. На основе светскости, которая является синонимом идеологической импотенции, сегодня невозможно реализовать те задачи, ради решения которых мы сегодня собрались.

Последние годы мы наблюдаем, как, несмотря на поддержку власти, стагнируют национально-культурные объединения. Меня удивляет, насколько некоторые татарские интеллектуалы боятся и стесняются Ислама. Считаю, что настало время более широкого взаимодействия и учёта религиозно-мировоззренческого фактора, хотя бы для простой цели, чтобы молодёжь не наблюдала диссонанс между современными культурными веяниями и многовековыми религиозными устоями.

В заключение, выражаю благодарность организаторам и гостям форума. Прошу Аллаха о благе для нас и наших детей, о баракяте в наших делах и о прямом пути для всех нас.