Сухой закон. За!
Одной из самых серьезных проблем, которую нужно незамедлительно решать нашей стране, это проблема алкоголизма и пьянства. Тема, затронутая в одном из предыдущих номеров, нашла горячий отклик у читателей, подавляющее большинство которых обеспокоены чрезмерным употреблением спиртных напитков гражданами нашей страны. Известно, что среднее потребление 8 литров спирта на человека ведет к необратимой деградации общества. В России это количество составляет 13-15 литров. Цифры говорят сами за себя.
Спивающееся общество не может быть здоровым, созидательным. Алкоголизм влечет за собой целый шлейф проблем и бед. Это и сопутствующие данному пороку заболевания, отравления, влекущие преждевременные смерти. Это и рождение у пьющих родителей больных детей. Это и преступность, поскольку пьяный деградировавший человек часто не отдает отчета в своих поступках. Это и аварийность с трагическими последствиями: на российских дорогах в результате ДТП ежегодно гибнет около 37 тыс. человек, половина автомобильных происшествий происходит по вине пьяных водителей.
Задача государства — снизить потребление алкоголя. Для этого необходим целый комплекс мер. Вопрос не решается одним днем и единоличным волевым решением. Но что можно и нужно сделать уже сейчас — ввести государственную монополию на производство спиртных напитков.
На недавней встрече премьер-министра Владимира Путина с руководителями думских фракций прозвучали данные, согласно которым в дореволюционное время государственная монополия на производство спиртом приносила около 30%, а в советские времена — 20% доходов в бюджет. Сейчас эта цифра составляет около 0,5%.
То есть огромная средств, которые могли бы пополнить бюджет страны, уходит в частные руки. Некие ловкие люди получают баснословные прибыли на пагубных привычках, они заинтересованы, как всякий предприниматель, чтобы их бизнес расширялся, потребление производимой ими продукции росло, то есть увеличивалось число пьющих. Ради своей прибыли они заинтересованы спаивать как можно больше людей, не останавливаясь перед тем, кто это: мужчины, женщины, дети…
При этом данные предприниматели не несут ответственности за последствия своей деятельности. Эта нагрузка ложится на государство. Именно оно должно лечить заболевших по причине употребления алкоголя, выплачивать пенсию по утере кормильца детям погибших от пагубной привычки, компенсировать причиненный материальный вред…
В те времена, когда государство обладало монополией на производство алкоголя, практически не было контрафактной продукции, которой ныне травятся люди: от отравления алкоголем ежегодно в России умирает около 40-50 тыс. человек. Государство брало на себя расходы на лечение алкоголиков, в том числе принудительное, организовав систему лечебно-трудовых профилакториев, принимало меры по социальной реабилитации.
То есть часть доходов, полученных от людей, употребляющих спиртное, государство на них и тратило.
Безусловно, так называемое спиртовое лобби будет делать все возможное для противодействия тому, чтобы государство взяло под свой контроль эту сферу бизнеса. Но власть должна проявить политическую волю и действовать жестко, потому что речь идет о жизнеспособности не только отдельных граждан, но всего общества.
Как бы ни потешались над указом Президиума Верховного Совета РСФСР 1985 года «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», при исполнении которого не обошлось без перекосов и нелепостей, но факты— упрямая вещь. Нелишне напомнить красноречивые цифры: количество преступлений в тот период снизилось на 17%. Продолжительность жизни мужчин (а на тот период основной пьющий контингент состоял из представителей сильного пола) увеличилась на 3,2 года. Травмы на производстве упали на 20%. Число ДТП уменьшилось на 30%. То есть принятые меры дали незамедлительные положительные результаты, в данном случае результаты — это сохраненные жизнь и здоровье людей.
Хорошо, что на рекламу алкоголя по телевидению введен запрет, чему тоже было сильное противодействие. И противники запрета аргументировали свою позицию самыми благими помышлениями. Но не менее опасна, чем прямая реклама, реклама скрытая, так называемый product placement, то есть включение в художественное произведение изображения торговых марок и брэндированных продуктов или упоминание о них. Действующие лица, герои фильмов и сериалов пьют, веселятся. Все это подается в привлекательном виде, служа рекламой: молодые люди думают, что непременным атрибутом красивой жизни является употребление спиртных напитков. В некоторых странах запрещено в фильмах демонстрировать сцены курения и распития спиртных напитков. А у нас расценки на игровую рекламу, этот самый product placement, винно-водочных и табачных изделий превышают обычные в 1,5-2 раза.
Деятелям искусства надо не пропагандировать явно или скрыто алкоголизм, а включиться в борьбу за здоровый образ жизни, как делают их коллеги во всем мире.
Власть часто в последние годы допускала ошибки, предпринимала непродуманные шаги, проявляла непростительную мягкость в вопросах, которые решаются именно жесткими мерами, и люди разуверились в том, что она вообще мыслит категориями пользы для общества. И, как показывают встречи с избирателями, любую благую инициативу властей граждане воспринимают как пиар-акцию накануне выборов.
Поэтому руководству страны надо продемонстрировать со всей решимостью, что вопрос, поднятый на встрече премьер-министра с руководителями думских фракций, о введении госмонополии на производства алкогольной продукции, за что ратует большинство населения, будет решен положительно.
Михаил Старшинов, депутат Государственной думы РФ
Читайте по теме:
Опубликовано: 07.08.2009, рубрики: Аналитика.