Что мы знаем о достоинстве и пользе закята?
В российской среде не редко можно встретить таких мусульман, даже среди совершающих намаз, которые не знают, что такое «закят» и что он такое же предписание Аллаха своим рабам как и намаз.
Закят – это вид поклонения Всевышнему путем пожертвования (т.е. выплаты раз в году 1/40 части) своего имущества в пользу неимущих, а также другим категориям, на которых указал Сам Всевышний. Это выплата — прямое повеление Всевышнего, и в Священном Коране в разных сурах 37 раз упоминается о нем: «Воистину спасутся те верующие, которые были смиренны в своих молитвах, остерегались пустословия (от всего праздного), выплачивали закят, сохраняли свое целомудрие, …» (Св. Коран 25:1-4).
Всевышний Аллах заложил в это поклонение много благ как тому, кто выплачивает, так и для целого общества и даже государства. Попробуем перечислить их:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СТОРОНА
Закят избавляет сердце человека от скупости (приучая себя через это обязательство быть щедрым), пробуждает в душах людей милосердие, как у дающего, так и того, кто берет его. Благодаря закяту человек обретает любовь и уважение среди небогатых людей, а их большинство в обществе, зависть покидает сердца бедных и неимущих, ведь бедным людям несимпатичны жадные богатые. Этим укрепляется единство общества, появляется взаимная любовь и милосердие между людьми, и каждый из них будет готов прийти на помощь друг другу в тяжелые дни.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти (т.е. человек доказывает себе и другим, что он чист от жадности, а также покорен повелению Всевышнего), ведь немало богатых, которые не могут выплатить этот налог и являются рабами денег. А Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха, освобождался от подчинения всему иному и являлся господином своих чувств, желании и страстей.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ
Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом (от всевозможных крахов), так как он выполнил веление Господа («отдавайте из того, чем Мы наделили вас» Св. Коран), и наш любимый Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “Оберегайте ваше имущество выплатой закята” (Ат-таргыб ват-тархиб, том 1, стр 520).
Пример из нашей жизни: рассказывает один из мусульман, который по мере своих возможностей жил, соблюдая предписания Аллаха, в том числе выплачивал закят. «Я занимался торговлей автозапчастями, и мы — группа таких бизнесменов каждую неделю ехали с товаром из своего города в столицу, где раз в неделю в центральном рынке проходила оптовая продажа, туда приезжали со всех областей страны. Мы отправляли свои товары на фурах, а сами добирались на легковых автомобилях и дорога в столицу проходило через перевал (так мы называли дорогу, проходящую через горы). Но в один из дней наша фура запаздывала с прибытием, а через несколько часов подъехали на рынок наши знакомые и сказали, что они видели, как одна из фур по дороге среди гор съехала в пропасть, разбилась, шофер умер на месте, а металлический контейнер разорвался от удара и товары рассыпались вниз… Эта машина была похожа на вашу.
Мы ехали, надеясь, что это не наша фура, и уже переживали больше не за свои товары, а за шофера, так как он нам был близким человеком. Когда мы доехали мы увидели, что эта наша фура… Тело шофера давно было увезено обратно в город, а другой еще удивительный момент – во время аварии по близости работали строители дорог, и они оказались также из нашего города, хотя там работают группы рабочих из разных городов страны. Их прораб, увидев номер машины нашего города, сразу дал поручения своим рабочим собрать рассыпанный товар на склоне горы и загрузить на обычный грузовой камаз.
Через три дня, после похоронных процессии, мы принялись разбирать кучу взваленного товара (товары были или в мешках или в коробках и многое было разорвано, рассыпано). Конечно, у людей была утеряна определенная часть товара, но к удивлению я и один мой знакомый, который также был из числа совершающих намаз и выплачивал закят, нашли и собрали свои товары с самой наименьшей потерей, это была вовсе незначительно по сравнению с другими. И Мы оба воздали хвалу Аллаху, ибо Он не нарушает Свое обещание».
Также Посланник Аллаха подтвердил: «Клянусь Аллахом, не уменьшится имущество, из которого было выплачено закят», а наоборот закят становиться залогом увеличения состояния верующего и сохраняет для него баракят (благодать) Всевышнего.
ЕГО ПОЛЬЗА В СОЦИУМЕ
Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху и благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и получает любовь окружающих.
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью. И благодаря этому бедный человек ощущает себя активным членом общества, а не потерянной вещью, на которую никто не обращает внимания. И он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его, проявляет о нём заботу и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Человек же принимает эту помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которую назначил Сам Всевышний и сказал, что она принадлежит ему по праву, а благородный человек получив закят, все равно будет благодарен тому, кто его дал.
И есть такой факт, подсчитанный социологическими институтами, если бы все богатые одной страны выплачивали закят категориям людяй, определенными Аллахом, то в стране через короткий срок не осталось бы людей, живущих в нищете. Но увы, сколько же много скупых богатых людей, думающих, что их скупость является залогом приумножения. Однако Всевышний также предупредил в Своем Откровении таких богачей о том, что в День Суда они за ослушание Самого Господа в выплате закята расплатятся мучительным наказанием. Да упасет нас Аллах от этого!
КТО ДОЛЖЕН ВЫПЛАЧИВАТЬ ЗАКЯТ?
Выплачивать закят обязан тот, кто является: мусульманином, разумным, совершеннолетним, свободным и состоятельным (т.е. за вычетом долгов и предметов первой необходимости он должен обладать имуществом или деньгами в размере нисаба).
Условия для имущества или денег, с которых выплачивается закят:
а) достижение количества нисаба, т.е. примерно суммы 80 граммов золота;
б) владение данным имуществом полный лунный год. Если с течением времени количество нисаба уменьшится от установленного размера ко дню выплаты закята, с него снимается обязанность.
НИСАБ
Нисаб – это размер богатства, установленный религией. В соответствии с религиозным Законом, Шариатом, состоятельным является тот, кто за вычетом долгов и предметов первой необходимости обладает имуществом или деньгами в размере нисаба, т.е. 80 гр. золота.
Также есть следующие виды закята: закят с животных, если их счет достиг определенного Шариатом, количества; закят с земельных участков, выставленных на продажу; закят с посевов и плодов; закят инвестиционного фонда, с акций, с имущества, купленного для продажи в целях прибыли. Обо все этом подробно можно узнать у богословов, в соответствующей литературе или у закятной комиссии.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Священном Коране сказано: «Милостыня [закят] предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается [сбором и раздачей]; чьи сердца хотят завоевать [муалляфату кулюб]; на выкуп [для освобождения] рабов; [несостоятельным] должникам; находящимся на пути Аллаhа; путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах – знающий, мудрый» (Ат-Тауба, 9/60).
1) бедным (факирам) – тем, кто не богат с точки зрения религии, у которых имущество меньше нисаба; Даже если они способны заработать сами, они все равно имеют право на получения закята.
2) неимущим (мискинам) – тем, у которых нет ничего;
3) должникам, тем, чьи долги превышают стоимость их имущества;
4) путникам, которые остались без средств для возвращения в свою страну; даже если на родине у них есть имущество больше нисаба. Им дают закят, для того чтобы они смогли доехать до дома.
5) находящимся на пути Аллаха; также предпочтительно отдавать закят тем, кто служит для просвещения людей в религии Аллаха и при этом не имеет достаток. А по мнению некоторых богословов, закят можно выплачивать беднякам, желающим совершить хадж – паломничество (фард) и тем, кто находится на пути приобретения необходимых знаний.
6) тем, кто занят сбором и раздачей закята; в наше время в некоторых религиозных общинах, мечетях есть комиссии и люди, которые занимаются сбором и распределением закята среди общества и они более осведомлены о том, как, куда и кому на данный время лучше отдавать закят.
7) рабам для выкупа себя из рабства (в наше время этой категории уже не существует);
8 ) новообращенным в ислам для увеличения их любви к религии Аллаха;
При выплате закята предпочтение отдается нуждающимся в следующей последовательности, если они входят в вышеперечисленные (8) категорий и они являются мусульманами, имеющие правильную веру: родные братья и сестры, затем – их дети; дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери); остальные родственники; соседи; бедняки своего района; бедняки своего города.
Внимание: Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до определенной категории и не стали причиной греха или расточительства. Если есть вероятность, что, взяв закят, нуждающийся человек потратит его на распития спиртного или на другие греховные дела, то не следует давать ему закят.
Закят не выплачивается: 1) отцу и матери, дедушке и бабушке; 2) сыну, дочери и всем их потомкам; 3) жене. 4) немусульманам; 5) состоятельным. Потому что всех людей из этих категорий, кроме последних двух, человек и так обязан обеспечивать и заботиться о них.
Общество мусульман будет находиться в отсталости и немощности, не сможет реализовать свои потенциалы и не будет сплоченным, пока его члены не будут выплачивать закят, выплачивая закят, они возродят между собой любовь и согласие.
Итак, уважаемые братья и сестра мусульмане, которые имеют достаток, Всевышний Аллах, обязывая нас закятом, дает нам возможность очистить свои души от скупости и от греха, предлагает Свою защиту и баракат (благословение) на наше имущества и обещает приумножить его многократно также в День Суда: «… уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими (т.е. кто не жертвует своим имуществом, подчиняясь повелению Аллаха, тот скупился только себе, для своего спасения). Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем (хотя Господь не нуждается ни в чем и ни в ком), то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах — Благодарный (щедро благодарит), Выдержанный ( в наказании за ослушания, давая рассрочку рабам в этой жизни, чтобы они исправили себя).
Равшан Турсунходжаев преподаватель рел. дисциплин в мечети пос. К. Маркса и имам Советского района
Опубликовано: 28.08.2012, рубрики: Новости, п. им. Карла Маркса.