Комментарий к Саратовской исламской конференции | ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр4.52
Шурук6.42
Зухр13.15
Аср17.26
Магриб19.28
Иша21.15
(г. Саратов)
на месяц

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы

Комментарий к Саратовской исламской конференции

4 декабря 2010 года в Саратове прошла Межрегиональная конференция «Ислам в современном российском обществе. Перспективы межконфессионального и межкультурного диалога», организованная Духовным управлением мусульман Поволжья. Конференций с участием представителей других регионов России и иностранцев ДУМП проводит по 2-3 ежегодно, но именно об этой считаю нужным написать, так как для автора она встала в ряд мероприятий, организованных разными инстанциями, но близкими по тематике и по духу.

На пленарном заседании было 140-150 человек, в большинстве имамы и активисты мечетей Саратовской и Пензенской областей. С приветствием от Правительства области выступил министр общественных отношений
С.К. Авезниязов.

Протоиерей Дмитрий Усольцев передал участникам конференции приветствие от Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, а также приглашение на православные «Пименовские чтения», которые состоятся через неделю. Если местные религиозные лидеры православных и мусульман – за сотрудничество, значит и их паства должна жить в согласии между собой.

Гость из далекого Кувейта доктор Салим аль-Баянуни – директор проекта «Аль-Васатыйя» («Умеренность в Исламе») посвятил свое выступление соотношению Веры и Патриотизма: их можно противопоставлять друг другу, но лучше этого не делать. Все видят, что с арабского Востока к нам приезжают разумные и грамотные проповедники мира и добра, а не исламисты-экстремисты.

Марат Абидуллин из СГУ рассказал о виднейших деятелях мусульманской культуры в царской России: Шигабуддине Марджани, Исмаиле Гаспринском, Юсуфе Акчуре. Они на рубеже 19-20 веков призывали мусульман овладевать всеми науками и преумножать их, чтобы мусульманская цивилизация перестала быть средневековым анахронизмом и вновь стала примером для человечества. Книги этих мыслителей переиздаются и изучаются в разных странах. Почему их имена не упоминаются в учебниках по истории России (страны многонациональной и поликонфессиональной)?

Марат Шамильевич Салимов, молодой и энергичный доцент Мордовского университета и руководитель департамента информации ДУМ Мордовии, докладом на тему «Менеджмент в деятельности Духовных управлений мусульман» с новой стороны показал священные тексты: Коран и хадисы содержат множество ценнейших указаний по управленческой деятельности, до чего только недавно стал дорастать современный менеджмент.

Расул Кубанов – член Московской коллегии адвокатов — рассказал о кампании против строительства мечети в Текстильщиках (Москва) и других исламофобских выступлениях, в том числе объявлении «экстремистской» литературой классики мусульманского богословия. По его мнению, нужны более авторитетные экспертные советы, более четкие критерии исследования и более квалифицированные заключения, чем те, что есть сейчас. По нынешним меркам экстремистской литературой можно объявить Священное Писание любой религии, был бы политический заказ.

Рустам-хазрат Батров, проректор Исламского университета (Казань), посвятил свое выступление межконфессиональному диалогу. Этот диалог в одних случаях возможен, в других – невозможен. Верующие не могут отказаться от признания истинности исключительно своей религии. Для Поволжья традиционен ханафитский мазхаб – самый веротерпимый в Исламе. Мудрейший из средневековых мыслителей Абу Ханифа жил в эпоху бурных потрясений и кровавых переворотов. В поисках средства остановить междоусобную вражду он полностью и безукоризненно доказал недопустимость для мусульман вражды к иноверцам. Оспорить его слова не смог никто, но на деле ему следовали не все, к сожалению. Волжские мусульмане были и впредь должны оставаться ханафитами.

Хаджимурат Хакуашев – руководитель Клуба межнационального и межконфессионального согласия (Нальчик) — поделился опытом работы по укреплению мира и взаимопонимания среди молодежи с опорой на вековые традиции кабардинцев, балкарцев и русских.

Затем в мечети был «круглый стол» по обсуждению вопросов, затронутых в докладах. Желали высказаться многие, поэтому выступления были краткие и эмоциональные. В силу заинтересованности и, как я считаю, искренности выступающих, четырех часов для обсуждения было явно мало.

Выводы, к которым пришли все: мусульмане должны быть положительным примером для окружающих в быту и на работе; огромное большинство российских мусульман – патриоты своей страны.

Наиболее дискуссионным оказался вопрос о соотношении религиозной и этнической идентичности. Было признано, что вероучение Ислама едино во всем мире, но на местах существуют особенности в быте и культуре мусульман, которые приносятся и в мечеть. Гость из Татарстана рассказал, что в Казани, в связи с массовой миграцией, значительная часть прихожан – выходцы с Кавказа и из Средней Азии, не знающие татарского языка. Имамы стали произносить проповеди на русском языке, понятном всем. Это вызвало недовольство части прихожан-татар, привыкших слушать проповедь на родном языке. В Казани стала циркулировать идея о возможности чтения проповедей на разных языках в определенных мечетях, то есть, по сути, создания национальных мечетей. Такой опыт есть в Западной Европе: там существуют арабские, турецкие, пакистанские и т.д. мечети. Участники конференции не одобрили данную инициативу. Не должно быть национальных мечетей в одном городе. Проповедь идет на том языке, который понятен всем присутствующим, а молитва во всем мире читается на арабском. В перспективе полиэтничность мечети будет возрастать.

В завершение работы конференции, ее участники, прибывшие из-за пределов области, признали, что саратовские мусульмане по своей активности и инициативности могут быть примером для единоверцев в других регионах. Мероприятие признано интересным и полезным.

Для меня эта конференция предстала продолжением большого разговора о мире и вражде между людьми в нашей общей стране, к которому подключаются все новые участники. Выделю несколько последних эпизодов этого разговора, участником которых я был.

В сентябре этого года Правительство области организовало для работников муниципальных администраций двухдневный семинар в Хвалынске по обсуждению вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия в области. Все участники (50 человек) компетентно и заинтересованно рассказывали, что межконфессиональных конфликтов и религиозного экстремизма у них в районах нет, но бытовой национализм и ксенофобия есть. Люди, озлобленные неустроенностью и отсутствием перспективы в жизни, готовы выплеснуть агрессию на окружающих. Зачастую объектом агрессии становятся люди другой национальности, мигранты. Напряженность имеет экономические причины, а национализм – ее неадекватное отражение. У местных властей есть желание, но нет возможностей решить многочисленные проблемы сограждан. Как уговорить людей быть добрыми – неизвестно. Эффективность религиозной проповеди вызывает сомнения. У общественных организаций много претензий, но мало авторитета в массах. Практические работники ждут помощи от науки.

В октябре прошло несколько заседаний Ассамблеи народов Саратовской области. Лидеры и активисты 28 национально-культурных организаций заверяли друг друга в миролюбии и законопослушности своих соплеменников в условиях экономического кризиса, жаловались на бездушных чиновников и нехороших представителей правоохранительных органов, не выполняющих своего служебного долга. Все готовы объединить усилия для отстаивания своих прав и укрепления взаимодействия с властями.

В том же месяце в Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина состоялась двухдневная научная конференция по проблемам молодежного радикализма. Профессоры и доценты из разных вузов России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Южной Осетии и Германии сделали много содержательных докладов и обсудили их. Студенты на конференцию приходили и уходили (у них занятия по расписанию), но было видно, что им интересно и свое слово они вставляли в обсуждение. Были сделаны сообщения о работе молодежных организаций, а также представлены результаты социологических исследований молодежи в разных странах и регионах, в больших и малых городах, а также в сельской местности. Деятельность религиозных и национально-культурных обществ затрагивалась мало. Выводы: молодежь – группа риска, склонная к радикализму и подверженная опасности вовлечения в экстремистскую деятельность. Органам власти и системе образования (играющим роль коллективного Взрослого) следует уделять больше внимания молодежи, чтобы ее радикализм был направлен в нужное русло и не вызвал негативных последствий.

23 ноября в Нижнем Новгороде Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе был организован форум «Молодая политика», посвященный проблемам профилактики национального и религиозного экстремизма среди молодежи. В форуме приняли участие 150 лидеров молодежных отделений политических партий из всех субъектов Федерации, входящих в ПФО. Полпред Президента Г.А. Рапота рассказал присутствующим, что в Поволжье подпольно существуют националистические и религиозные экстремистские организации, чья деятельность успешно пресекается правоохранительными органами. Экстремисты пытаются вовлекать в свою деятельность молодежь, но конструктивно настроенные силы, в том числе молодежные отделения политических партий должны воспрепятствовать этому. Участники форума практически не затрагивали религиозную тематику, сосредоточившись на национальном вопросе. Представители ЛДПР повторяли слова В.В. Жириновского о необходимости упразднения национальных республик. Представители КПРФ считали, что путь решения национальных проблем нужно искать в трудах В.И. Ленина. Представители Единой России призывали всех объединяться для решения общих проблем. Как выяснилось, многим участникам форума доводилось общаться со скинхедами и неофашистами, среди которых не все законченные негодяи, а есть вовлеченные по недоразумению, которых можно вернуть к правильному пониманию того, как надо жить. Все сходились на том, что нужно всерьез изучать политику, историю, экономику, чтобы знать, что делать и быть авторитетами для молодежи.

На всех вышеназванных мероприятиях давалась одна и та же оценка нашей российской действительности и ее проблем. Люди говорили одни и те же правильные слова и фразы. Если бы перемешать записи выступлений (которых на самом деле нет) на всех собраниях, можно было бы подумать, что все это говорилось в одном месте, в одно время.

На самом деле сообщества, порознь обсуждавшие общую для всех и, даже больную для многих, тему, слабо связаны друг с другом. Они не объединяют усилия, подвержены влиянию всем известных негативных стереотипов, существующих в обществе, правда, употребляемых «за глаза». Приведу примеры того, что сам слышал неоднократно.

Чиновники – «некомпетентные бездельники, жирующие за счет народа»;

Преподаватели вузов – «оторваны от реальной жизни, а экзамены и зачеты ставят только за взятки»;

Руководители национально-культурных обществ – «этнические мафиози»;

Молодежь – «наркоманы».

Но больше всего достается мусульманам, они – «мракобесы-фанатики, угнетают женщин в своих гаремах и заставляют их становиться террористками-самоубийцами».

За очень небольшим исключением приведенные популярные характеристики ложны. У всех перечисленных категорий наших людей общее, единое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

Разгул бытовой исламофобии базируется на невежестве и дезинформации. В советские времена сплошного религиозного индифферентизма исламофобия мне не встречалась. Зато в последние десять лет приходилось слышать: «Как, в Саратове есть мечеть? Почему ее не прикроют? Куда смотрят власти?», или «Ты бывал в мечети? Как тебе удалось выбраться оттуда живым?». Без всяких шуток, так говорили взрослые и, подчеркиваю, вполне нормальные люди. Что знала основная масса наших сограждан об исламе? Один урок истории в 6 классе. Одна лекция на «научном атеизме» в вузе. А потом по телевизору: «Душманы – моджахеды – шахиды – Басаев – Буденновск – Хаттаб – отрезанные головы – 11 сентября –Усама Бенладен – Аль-Каида – Норд-Ост – Беслан – джихад – ваххабиты – теракты – шахидки» – по десяткам каналов, днем и ночью, с обязательным дополнением – «ислам, мусульмане».

Что могут противопоставить этой массированной психической атаке мусульмане? Все время оправдываться: «Это не мы. Мы хорошие»? Нынешняя исламофобия – тяжелое испытание для наших мусульман, несправедливое и оскорбительное. Мусульмане выйдут из него с достоинством. У них много потенциальных союзников в деле улучшения жизни в нашей стране. Общие цели проясняются и взаимопонимание обязательно придет.

В.В. Семенов, этнополитолог.

Ansar.ru