Минареты раздора - ДУМСО

Поиск по сайту

Расписание намазов

» Фаджр5.47
Шурук7.20
Зухр12.49
Аср16.18
Магриб18.09
Иша19.49
(г. Саратов)
на месяц

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Минареты раздора

Швейцария во многом удивительная и действительно особая страна. И это она еще раз успешно доказала. Где-то в мире разразился экономический кризис, где-то идут войны, где-то бушует голод и даже свиной грипп, а в этой небольшой и всегда нейтральной конфедерации в центре Западной Европы провели референдум о запрете строительства минаретов.

От референдума к осуждению

К слову, в Швейцарии на сегодняшний день всего 4 минарета и 350 тысяч мусульман, которые составляют 4% от всего 7,5 миллионного населения альпийской республики. Признаться, угроза со стороны такого небольшого количества мусульман спокойствию семи миллионного народа кому-то покажется несущественной и даже надуманной. Однако в результате национального референдума 57% населения Швейцарии в большинстве кантонов поддержали идею Народной партии о запрете строить минареты, которые, по мнению ультра-правых, символизируют Шариат. А поскольку Шариат не соответствует швейцаркой правовой системе, необходимо наложить запрет на минареты.

Итоги референдума для властей, призывавших граждан не идти на поводу у правых, аналитиков и международной общественности оказались шокирующими. Почти все были убеждены, что у радикалов нет шансов добиться своего. Однако у них получилось. Демократия преподносит сюрпризы не только в Палестине, где на выборах неожиданно для многих в свое время победил ХАМАС.

Противники решения швейцарцев, считают, что данное нововведение является дискриминационным по отношению к мусульманам, противоречит принципам демократии и международному законодательству. Более того, теперь власти конфедерации опасаются ухудшения экономических отношений со странами исламского мира. Турция уже призвала богатых мусульман изъять свои средства из знаменитых швейцарских банков.

Против итогов референдума высказались почти все международные правозащитные организации — «Human Rights Watch», «Amnesty International» и «Freedom House». Осудили швейцарцев Ватикан, Русская Православная Церковь и европейские раввины, а также США и ряд стран ЕС.

По словам верховного комиссара ООН по правам человека Нави Пиллэй, референдум, проведенный в Швейцарии по вопросу о запрещении строительства минаретов, носит противозаконный характер и способствует разжиганию межнациональной розни, нарушает международные соглашения, достигнутые в сфере прав человека, а также наносит удар по отношениям представителей различный конфессий и вероисповеданий. Пиллэй добавила, что референдум призван запугать общественность стремительной исламизацией западного общества.

Естественно, жестко отреагировал исламский мир. Турецкий премьер Реджеп Таип Эрдоган, последнее время ставший весьма популярным во многих мусульманских странах, охарактеризовал решение швейцарцев даже как «признак фашизма». Свое резкое неприятие итогов референдума высказал муфтий Боснии Мустафа Церич, с которым многие связывают надежды на постепенную позитивную интеграцию мусульман в западные общества. Он также напомним, что референдум в Швецарии сопровождало решение ЕС отказать Албании и Боснии, странам с мусульманским большинством, в безвизовом режиме, но, в то же время, таковой был разрешен для граждан Сербии, Македонии и Черногории.

Как бы там ни было, Швейцария оказалась в непростой международной ситуации, которая во многом напоминает ситуацию с Австрией после громкого успеха на выборах в конце 1990-х ультра-правых во главе с Йоргом Хайдером. Тогда Австрия подверглась остракизму, в результате которого лидер национал-радикалов был все-таки отстранен от власти, правда, в большой политике он оставался вплоть до своей смерти в октябре прошлого года.

Очевидно, что международное давление ничего коренным образом тут не изменит. Как считает известный журналист и политолог Орхан Джемаль, процесс роста ксенофобских настроений наблюдается по всей Европе. «В них больше, чем просто исламофобия, — это, конечно, антииимигрантская программа, и даже более — антиевросоюзовская тенденция. Но в рамках всего этого антиисламская тема стоит очень четко. Единственное, что смягчает ситуацию — это политическая традиция толерантности Европы», — говорит он.

К демократии для своих

Запрет на минареты — знаковый момент в политическом развитии старой Европы на современном этапе. Мы наблюдаем переход от недолгой с исторической точки зрения эпохи либеральной политкорректности, которая господствовала в Западной Европе последние 50-60 лет, к своего рода «демократии для своих», «ограниченной» или «закрытой демократии».

Получается, что некий культурно-цивилизационный признак швейцарцы поставили выше принципов демократии в чистом виде. Это напоминает то время, когда участие в выборах ограничивал имущественный ценз. Сегодня же, чтобы быть полноценным гражданином, все более необходимо исповедовать некий набор «европейских ценностей». Рождается своего рода «цивилизационный ценз».

Дело, естественно, не в минаретах. Точнее, не только в них. Минареты подверглись гонениям как символический признак присутствия Ислама.

В принципе, минарет — вообще не является необходимым элементом для мечети. Сегодня он имеет лишь архитектурное значение, а в прошлом, когда не было звукоусилительной аппаратуры, использовался для провозглашения азана (призыва на молитву), т. е. имел технический характер. В первые века существования ислама минаретов не было.

Лидеры швейцарских мусульман, со своей стороны, предупреждают, что исламофобская кампания ультра-правых политических сил, направленная на запрет минаретов в стране, на самом деле является частью более масштабного плана. Следующим шагом может стать предложение референдума о высылке всех последователей ислама из страны. Сначала потребуют депортировать «радикалов», многоженцев, «тех, кто считает Шариат выше светских законов» и т. д., а потом вообще мусульман. При всей абсурдности таких инициатив, они уже, после прошедшего в выходные референдума, не кажутся невероятными.

Ка сказал Хишам Майзар, президент Федерации исламских организаций Швейцарии, минареты — это только начало. «В дальнейшем Народная партия будет придираться к другим атрибутам присутствия ислама в Швейцарии и рано или поздно поставит под вопрос нахождение в стране мусульман как таковых», — считает он.

Цепь референдумов?

Идею швейцарцев уже подхватили единомышленники из других стран Европы. К проведению аналогичного референдума призвали правые радикалы в Италии, Нидерландах и Дании. Член правительства Италии Роберто Кальдероли, представляющий «Северную лигу», заявил, что «Швейцария должна стать примером для европейских стран, которые отошли от своих христианских корней».

Скорее всего, в ближайшем будущем найдутся последователи идеи референдума подобного швейцарскому и в других государствах ЕС и даже за пределами «старого света». Например, в далекой Австралии на днях Христианско-демократическая партия потребовала на десять лет запретить иммиграцию мусульман.

В России «с понимание» к запрету строительства минаретов в Швейцарии отнесся автор многочисленных исследований по истории ислама на современном этапе Роман Силантьев, призвавший не драматизировать это решение. «Зачастую, — по его мнению, — помпезные мечети, особенно с высокими минаретами, позиционируются не как места для молитвы, а как вызывающие символы присутствия. Именно такая программа существует у ряда арабских стран, когда строят заведомо более крупные мечети, чем реально нужно для общин, то есть «на вырост»».

Между тем, известный эксперт по проблемам европейского ислама Екатерина Деминцева, заведующая Центром истории и культурной антропологии Института Африки РАН, считает, что даже «сам вопрос, вынесенный на референдум в Швейцарии, является проявлением дискриминации, так как выделяется определенная религия и определенная часть европейского общества». «Швейцария аргументирует необходимость проведения такого референдума борьбой с исламистскими организациями в своей стране. Однако в реальности это борьба с исламом на территории Европы, которую осуществляют некоторые политические партии европейских государств», — отмечает она.

По ее словам, создавая свою инфраструктуру на территории европейских стран (строительство мечетей, создание мусульманских кладбищ), иммигранты-мусульмане намерены были показать, что Европа является и «их» землей. Но, по мнению ученых, занимающихся вопросами мусульманских сообществ Европы, это не означает отказ от интеграции в европейское общество, а, напротив, признание «чужой» для них земли «своей», где могут жить их семьи, но где возможно также существование их религии и культуры.

«Однако, — отмечает Деминцева, — Европа на сегодняшний день не готова стать родной землей для мусульман и признать, что они стали ее частью. Поэтому мы видим такие результаты референдума в Швейцарии, и неизвестно, какие были бы результаты, если бы референдум прошел в других европейских странах».

Несомненно, на сегодняшний день в Европе существуют и такие мусульманские сообщества, которые не желают интегрироваться в европейское общество и избегают какого бы то ни было контакта с ним. Однако запрет на строительство минаретов не приведет к тому, что представители таких замкнутых сообществ захотят интегрироваться. Скорее, наоборот, считают многие специалисты, стоит ждать обратной реакции — радикализации настроений определенной части европейских мусульман.

Что касается России, то у нас вряд ли возможны такие референдумы и такие законы о запрете минаретов. В нашей стране подобные идеи получают несколько иное развитие.

Я сам слышал от главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, что во время строительства мечети в подмосковном Ногинске тамошние власти поставили условие, чтобы не было минарета. Правда, для них его не должно было быть только на бумаге, как и самой мечети. Достаточно было переименовать минарет в документах в «башню», а мечеть в «молельный дом».

Кстати, я допускаю, что и в Швейцарии возможны такие юридические казусы. Как будут суды решать вопрос, если тамошние мусульмане по бумагам, следуя российскому опыту, станут обозначать минареты просто башнями — запретят строить в стране башни?

Ринат МУХАМЕТОВ

«РУССКИЙ ЖУРНАЛ»